Воспитывали детей на Руси с особым вниманием. В детстве закладываются истоки качеств и способностей взрослой личности, и только правильная воспитательная система может определить каким станет человек. Большую роль в воспитательной деятельности играли религиозные традиции и обряды. Ребенок рос в строгости и почитал старших.
Семья на Руси была большой, иногда жили даже целыми родами. Семья отличалась строгой иерархией отношений. Во главе семьи стоял отец, он пользовался большим авторитетом. Отец - это главный воспитатель в семье. К воспитательным методам относились и телесные наказания (порка), считалось, что это на благо ребенка. Ребенок беспрекословно слушается отца, подчиняется его приказам и воле. С мнением ребенка никто не считался, у него не было право голоса. Мать давала ребенку образование. Она обучала его письму, грамоте, ведению домашнего хозяйства, обрядам, традициям, уважению, добру. Следовательно, образованная невеста всегда высоко оценивалась.
Ребенок не воспринимался на Руси как самостоятельная личность, считалось, что он всего лишь основание для построения человека.
Практически с рождения ребенка готовили к взрослой жизнедеятельности. До четырехлетнего возраста вся забота о ребенке лежала на матери. Она знакомила детей с окружающим миром, бытом, поручала мелкую домашнюю работу. Далее воспитательный процесс мальчиков и девочек значительно отличался. Мальчики должны были стать войнами, кормильцами семьи, из девочек вырастали будущие матери. С пятилетнего возраста девочки во всем помогали матери, вели домашнее хозяйство, занимались огородом, рукоделием, готовили пищу. Девочек воспитывали в уважении и верности, им прививались женские ценности. Воспитывал мальчиков отец. Он прививал им физический труд, поручал работу по хозяйству. С двенадцатилетнего возраста мальчики начинают жить отдельно от матери и обучаться воинскому делу.
С пятнадцатилетнего возраста ребенок становится полноправным членом общины. Выходя замуж, девушки освобождались от власти отца. Мальчики в основном наследовали ремесло отца, продолжая заниматься его делом. Если девочка не выходила замуж, она жила рядом с матерью, вела домашнее хозяйство, помогала растить младших сестер и братьев, занималась рукоделием.
Помимо родителей воспитывать детей могли и другие люди. С девятого по одиннадцатый века процветало кормильство в Древней Руси. В основном такая форма затрагивала только княжеские семьи. В семилетнем возрасте детей отдавали на воспитание в другую семью, такая семья выбиралась среди знатных родов. Кормилец был наставником для ребенка, он давал ребенку образование и занимался его воинской подготовкой. Распространенной формой на Руси было кумовство, когда ребенку назначали духовного наставника.
Такие формы, как правило, имели распространение среди знатных родов. Ребенок из простой семьи воспитывался родителями, и иногда дядьками. Ребенок мог быть передан с воспитательной целью дядьке, брату своей матери, а отец воспитывал детей своей сестры. Если у детей не было родного дядьки, то их воспитывали соседи.
Воспитательный процесс на Руси строился на патриотизме, защите отечества от врагов, отваге, смелости, храбрости, трудолюбию, уважении к старшему поколению, отзывчивости, доброте.
С приходом христианства на Руси стали появляться первые школы. Образовательная деятельность затрагивала, как правило, детей высших сословий:
Летописные источники от 1028 года повествуют, что на Руси происходит расцвет школ. В Новгороде Ярославом Мудрым были открыты первые школы. В 11 столетии в Киеве при женском монастыре было открыто училище для девочек, их учили писать, читать, петь. К 13 столетию школы существуют уже в крупных городах, например, Чернигове, Владимире, Полоцке. В обычной школе проводили обучение:
Повышенная школа вела обучение при дворе Ярослав Мудрого, там образовывались летописцы, переписчики, переводчики, проповедники. В Киево-Печерском монастыре также открыли повышенную школу, которая обучала монахов и представителей высшего духовенства. Повышенная школа давала знания по грамматике, риторике, философии, иностранным языкам, диалектике. В качестве учебников служили рукописные книги, переводимые с греческого языка. Впервые Ярославом Мудрым при Киевском Софийском соборе была учреждена библиотека.
Культура и образование Киевской Руси заимствовало много элементов из византийской культуры. У византийцев переняли стилистику и жанр житий святых, проповедей, поучений, где черпали идеалы и воспитательную программу.
За образец поучений брался "Изборник Святослава" (1076), материалом для которого послужили различные религиозные источники. Были повсеместно распространены поучения Иоанна Златоуста. В форме пересказа эти поучения были в основе многочисленных сборников педагогической направленности "Златоуст", "Златаструй".
Идеи Златоуста педагогической направленности развил Кирилл Туровский, воспитательные идеалы Киевской Руси содержатся в "Поучении Владимира Мономаха детям". Педагогическая литература того времени представлена "Повестью временных лет", "Ипатьевской летописью", "Словом о полку Игореве".
Воспитательный процесс ребенка в семье в эти годы строился также исходя из народной традиции. Приемы и методика семейного воспитательного процесса была довольно разнообразной, что отразилось в таких жанрах, как былины, загадки, обряды, праздники, игры, притчи, сказки, народные песни. Школы на Руси, педагогические мысли на основе славянских языческих традиций и восточной христианской мысли были самобытными.