Воспитательной системой называется совокупность элементов, входящих в социальную действительность, которые обеспечивают всесторонний творческий рост человека и формируют его духовно и нравственно.
Современная школа в своей практической деятельности характеризуется двумя системами: дидактической системой, которая охватывает учебный процесс школьника и методической работой преподавателей, а также системой воспитательного процесса, то есть системой, включающей все внеучебные воспитательные мероприятия. Такие системы взаимосвязаны, хотя и имеют параллельное развитие. При подобной взаимосвязи личность школьников формируется и развивается более интенсивно.
Ее базовые элементы:
Основная цель первой стадии структуры воспитания - создать воспитательный коллектив в школьном учреждении. Ученики и преподаватели объединяются общим воспитательным коллективом, общими целями, совместной деятельностью, гуманными отношениями друг с другом.
Для создания единого воспитательного коллектива нужна благоприятная психологическая атмосфера во взаимоотношениях между педагогами. Такая среда достигается следующими действиями:
Первая стадия формирует целевую установку, вырабатывает главный ориентир в воспитательном процессе, формирует концепцию системы воспитания в школе.
Концепцией может выступать определенная система взглядов, основные идеи, главные мысли, умозаключение. Концепция состоит, например, из таких частей:
Базовые характеристики в образовательном учреждении.
Воспитательная система и ее проектирование.
Механизмы жизнедеятельности воспитательной системы: функция, системообразующий вид работы, педагогическая технология создания совместных процессов, общение и отношения, процессы управления и самоуправления воспитательной структурой, внутренняя и внешняя системная связь воспитательной системы, кадровая, нормативная, методическая, научная, психологическая, материальная деятельность воспитательной системы.
Таким образом, первая стадия проектирует идеальные образы выпускников учебного заведения. К нему стремятся и преподаватели, и родители, и сами ученики.
Вторая стадия воспитательной системы отрабатывает содержание работы и структурные особенности самой системы. Утверждается приоритетное направление по функционированию воспитательной системы. Процесс становится сложным, устанавливается взаимосвязь различных ее видов. Общешкольный коллектив бурно развивается, развивается и межвозрастное общение. Так, возникает временный коллектив, разновозрастное объединение.
Работа учеников по самоуправлению становится более сложной, развиваются разные виды инициатив и самодеятельности, создается предпосылка для коллективных творческих успехов. Таким образом, зарождается коллективная традиция.
Окончательно оформляется воспитательная система: все элементы и звенья заняли свои места, окрепли структурные связи. Усиливается интеграционный процесс, он проникает в учебную работу. Временные границы уроков стали более тесными, начался поиск другой формы коллективной познавательной работы. Процесс интеграции происходит и во внешкольной жизнедеятельности.
Четвертая стадия - здесь обновляется и совершенствуется воспитательная система, усложняется цель, содержательная часть становится более разнообразная, отношение более тонкое, связи разветвленные, управленческий и организационный процесс более сложный. Посредством таких сложностей преподаватели устанавливают воспитательную систему на новую стадию развития.
Основные показатели эффективности работы воспитательной системы:
Общеобразовательное учреждение - это центральное звено всего образовательного процесса, фундамент социокультурной воспитательной работы по развитию обучающихся. Активно развивается нравственное, духовное, гражданское, правовое, патриотическое воспитание обучающихся.
Государственные образовательные стандарты должны способствовать созданию патриотического чувства у обучающихся, сформировать их гражданскую позицию, поддерживать общественную и экономическую стабильность, консолидировать общество.