Методы системы воспитания


Методы системы воспитания

Выбор того или иного метода воспитательного процесса не является произвольным актом. Он подчинен закономерностям и зависимостям, важными из которых представляются содержание, цели, принципы воспитательной деятельности, конкретные педагогические задачи и условия их решения, учет возрастной и индивидуальной особенности обучающихся.

Основные методы воспитательного процесса:

  1. Методика формирования личностного сознания (взгляды, убеждения, идеалы).
  2. Методика организации различных видов деятельности, опыта общественных форм поведения.
  3. Методика мотивирования и стимулирования различных форм деятельности и определенного типа поведения.
  4. Методика самооценки, самоконтроля, контроля различных видов деятельности и типов поведения.
Замечание 1

Основанием для выделения таких воспитательных методов служит целостный структурный тип деятельности, состоящий из организации самой деятельности, ее стимулирования, анализа и контроля результатов.

Характеристика первой группы воспитательных методов

Первой группой воспитательных методов объединены разносторонние воздействия на волю и сознание обучающихся, для формирования у них определенного мировоззрения и убеждений.

Методы первой группы объединены правилом единства деятельности и сознания человека. Индивид может стать личностью не только при помощи практической жизнедеятельности. Нужно учитывать сознательную, внутреннюю, психическую деятельность. Личность ребенка формируется благодаря опыту, приобретаемому в практической жизни, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Но в то же время воспитательный процесс не может определяться только личным опытом воспитанника. Большое значение имеет, как такой опыт человек оценивает, воспринимает, осмысливает. Иногда воспроизводство социального опыта в человеке определяют, как воспитательную деятельность. Беседу, лекцию, рассказ, пример, диспут необходимо отнести к методам формирования личностного сознания.

Характеристика второй группы воспитательных методов

Второй группой воспитательных методов предусмотрена организация деятельности и формирование общественного поведенческого опыта. При этом деятельность способна выражать не только внутренний мир человека, а являться решающим фактором личностного самовыдвижения. Создание воспитывающей ситуации, упражнения, поручения, режим, педагогические требования необходимо отнести к методам, представленным во второй группе.

Воспитательные методы третьей группы

Третьей группой объединяются методы, которые стимулируют и регулируют поведение и деятельность обучающихся. Поступок, действие, совершаемые обучающимися, получают оценку, которая закрепляет, упрочивает, разрушает, сдерживает, ограничивает определенную форму деятельности и мотивацию поведения. К данной группе методов необходимо отнести наказание, поощрение, соревнование.

Способы формирования личностного сознания

Замечание 2

Сознание формируется при помощи словесных воздействий на человека. Слово - это самый действенный метод нравственной воспитательной деятельности личности воспитанника.

Метод беседы. При помощи беседы в форме вопросов и ответов обсуждаются факты, события, поступки. Задача беседы заключается в привлечении воспитанников оценивать события, поступки, явления социальной жизни, и формировать у них отношение к окружающему миру, к своим поступкам и обязанностям.

Беседа может быть этической (нормы поведения человека в социуме), эстетической (красота окружающего мира, человеческие поступки и отношения), познавательной (тема космоса, жизнь животных, любая другая тема, расширяющая кругозор).

Воспитательная практика широко использует метод беседы. Но провести беседу не такое простое дело. Необходимо быть специально подготовленным и тщательно организованным.

Замечание 3

Беседа проводится, как правило, в индивидуальной, групповой, коллективной форме. Особенно трудной является индивидуальная беседа.

Метод рассказа. Метод рассказа способен последовательно излагать преимущественно фактический материал, осуществляемый в форме повествования или описания. Тема для рассказа подбирается исходя из ее актуальности для группы, класса. Рассказ, как воспитательный метод, должен соответствовать определенным требованиям:

  • быть логичным, последовательным и обоснованным;
  • быть четким, образным, эмоциональным;
  • учитывать возрастные особенности: не более пятнадцати минут в начальном классе и сорока минут в старшем классе.

Рассказ способен воздействовать на переживания и чувства ребенка, помочь ему понять смысл заключенных в нем нравственных суждений. Этот метод несет в себе три основные функции, применительно к воспитательному процессу:

  1. Вызывает положительное нравственное чувство: гордость, радость, умение сопереживать и сочувствовать. Или же может вызвать негодование по поводу отрицательного действия и поступка героя рассказа.
  2. Раскрывает содержание конкретного нравственного понятия и нормы поведения.
  3. Представляет образ нравственного поведения и вызывает желание подражать положительному герою.

Лекционный метод. Лекцией называется развернутое по форме системное изложение той или иной социальной, нравственной, эстетической, экологической и другой проблематики. Лекционный метод получил широкое использование как на учебных занятиях, так и во внеурочном воспитательном процессе. Лекция в школьном учреждении во многом приближена к рассказу, тем не менее она более информативно-познавательная, ее отличают сложные логические построения, образы, доказательства, обобщения, большая продолжительность.

В силу этих причин метод лекции применяется в основном у старшеклассников среднего образовательного учреждения. Метод лекции раскрывает исторический аспект вопроса, современный подход и пути решения проблемы, затрагиваемой в рамках данной проблематики. Логический центр лекции, как правило, теоретическое обобщение, которое относится к сфере научного знания. Конкретный факт, составляющий основу беседы или рассказа, служит здесь иллюстрацией или отправным, исходным моментом.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :