Выбор того или иного метода воспитательного процесса не является произвольным актом. Он подчинен закономерностям и зависимостям, важными из которых представляются содержание, цели, принципы воспитательной деятельности, конкретные педагогические задачи и условия их решения, учет возрастной и индивидуальной особенности обучающихся.
Основные методы воспитательного процесса:
Основанием для выделения таких воспитательных методов служит целостный структурный тип деятельности, состоящий из организации самой деятельности, ее стимулирования, анализа и контроля результатов.
Первой группой воспитательных методов объединены разносторонние воздействия на волю и сознание обучающихся, для формирования у них определенного мировоззрения и убеждений.
Методы первой группы объединены правилом единства деятельности и сознания человека. Индивид может стать личностью не только при помощи практической жизнедеятельности. Нужно учитывать сознательную, внутреннюю, психическую деятельность. Личность ребенка формируется благодаря опыту, приобретаемому в практической жизни, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Но в то же время воспитательный процесс не может определяться только личным опытом воспитанника. Большое значение имеет, как такой опыт человек оценивает, воспринимает, осмысливает. Иногда воспроизводство социального опыта в человеке определяют, как воспитательную деятельность. Беседу, лекцию, рассказ, пример, диспут необходимо отнести к методам формирования личностного сознания.
Второй группой воспитательных методов предусмотрена организация деятельности и формирование общественного поведенческого опыта. При этом деятельность способна выражать не только внутренний мир человека, а являться решающим фактором личностного самовыдвижения. Создание воспитывающей ситуации, упражнения, поручения, режим, педагогические требования необходимо отнести к методам, представленным во второй группе.
Третьей группой объединяются методы, которые стимулируют и регулируют поведение и деятельность обучающихся. Поступок, действие, совершаемые обучающимися, получают оценку, которая закрепляет, упрочивает, разрушает, сдерживает, ограничивает определенную форму деятельности и мотивацию поведения. К данной группе методов необходимо отнести наказание, поощрение, соревнование.
Сознание формируется при помощи словесных воздействий на человека. Слово - это самый действенный метод нравственной воспитательной деятельности личности воспитанника.
Метод беседы. При помощи беседы в форме вопросов и ответов обсуждаются факты, события, поступки. Задача беседы заключается в привлечении воспитанников оценивать события, поступки, явления социальной жизни, и формировать у них отношение к окружающему миру, к своим поступкам и обязанностям.
Беседа может быть этической (нормы поведения человека в социуме), эстетической (красота окружающего мира, человеческие поступки и отношения), познавательной (тема космоса, жизнь животных, любая другая тема, расширяющая кругозор).
Воспитательная практика широко использует метод беседы. Но провести беседу не такое простое дело. Необходимо быть специально подготовленным и тщательно организованным.
Беседа проводится, как правило, в индивидуальной, групповой, коллективной форме. Особенно трудной является индивидуальная беседа.
Метод рассказа. Метод рассказа способен последовательно излагать преимущественно фактический материал, осуществляемый в форме повествования или описания. Тема для рассказа подбирается исходя из ее актуальности для группы, класса. Рассказ, как воспитательный метод, должен соответствовать определенным требованиям:
Рассказ способен воздействовать на переживания и чувства ребенка, помочь ему понять смысл заключенных в нем нравственных суждений. Этот метод несет в себе три основные функции, применительно к воспитательному процессу:
Лекционный метод. Лекцией называется развернутое по форме системное изложение той или иной социальной, нравственной, эстетической, экологической и другой проблематики. Лекционный метод получил широкое использование как на учебных занятиях, так и во внеурочном воспитательном процессе. Лекция в школьном учреждении во многом приближена к рассказу, тем не менее она более информативно-познавательная, ее отличают сложные логические построения, образы, доказательства, обобщения, большая продолжительность.
В силу этих причин метод лекции применяется в основном у старшеклассников среднего образовательного учреждения. Метод лекции раскрывает исторический аспект вопроса, современный подход и пути решения проблемы, затрагиваемой в рамках данной проблематики. Логический центр лекции, как правило, теоретическое обобщение, которое относится к сфере научного знания. Конкретный факт, составляющий основу беседы или рассказа, служит здесь иллюстрацией или отправным, исходным моментом.