Система непрерывного образования


Система непрерывного образования

Сущность непрерывного образования

В зарубежной профессиональной литературе насчитывается около 30 определений концепта «непрерывное образование»: пожизненное; продолжающееся; перманентное образование; последипломное и компенсаторное обучение и тому подобное.

Следовательно, непрерывное образование – это процесс, который охватывает всю жизнь человека и обеспечивает постепенное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира, это целенаправленная систематическая познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, полученных в общеобразовательных и специальных учреждениях, а также путем самообразования.

Определение 1

Непрерывное образование – это образование в течение всей жизни в условиях быстрых изменений как средство адаптации.

Обращение к непрерывному образованию в контексте педагогической деятельности обусловлено неоднозначностью фигуры преподавателя в образовательном процессе, где он выступает, с одной стороны, участником, который обеспечивает образовательный процесс: в зарубежной методике это – «teacher» (учитель, преподаватель), «tutor» (консультант), «mentor» (наставник, куратор), «coach» (репетитор), с другой стороны – это один из субъектов в субъектно-объектных отношениях, то есть тот, кто учится. В зарубежной традиции термин «непрерывное образование» звучит как «lifelong learning» – образование в течение всей жизни, подчеркивающее естественную и социальную направленность, то есть имеется в виду обучение и самообучение человека с момента рождения и до самой смерти.

Замечание 1

Понятие «непрерывное образование» / «обучение в течение жизни» включает обучение, проходящее через весь жизненный цикл с раннего детства до глубокой старости. Оно включает формальную (школу, образовательные учреждения, университеты), неформальную (организованное обучение на рабочем месте) и социально-бытовую формы обучения (навыки, приобретенные в семье и обществе). Это позволяет человеку воспользоваться возможностью обучения тогда, когда возникает необходимость, а не тогда, когда человек достигает соответствующего возраста.

Развитие системы непрерывного образования

Среди основных причин необходимости модернизации образования исследователи выделяют следующие:

  • переход к информационному обществу и ответ на вызовы эпохи информатизации и глобализации;
  • усиление конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке;
  • рост профессиональной мобильности, неоднократное возвращение человека в той или иной форме в образовательный процесс как нормы профессиональной карьеры;
  • несоответствие качества образования потребностям личности и современного общества, необходимость совершенствования финансово-экономических механизмов в сфере образования, усиление педагогической мотивации к высокоэффективному труду как ответ на новые социально-экономические условия.

В развитых странах развитие непрерывного образования привело к созданию неформальной образовательной среды, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни.

Замечание 2

Одной из первых стран, принявшей закон об образовании взрослых в 1976 году, стала Норвегия.

Сегодня программы образования для взрослых предлагаются как в рамках официальной норвежской образовательной системы, так и рядом добровольных организаций; они включают обучение в самых разнообразных сферах – от организации отдыха к учебе в университетах.

В Германии, понимая общественную потребность в квалифицированных кадрах и необходимость изменений на рынке труда, еще в конце 1970-х годов была принята правовая норма об образовательном отпуске взрослых (Bildungsurlaub), предоставляющего право, обычно 5 дней в году, пройти профессиональное или политическое повышение квалификации с отрывом от производства и сохранением заработка.

В Финляндии количество взрослых, обучающихся по программам непрерывного образования в высших учебных заведениях, превышает количество учащейся молодежи по традиционным академическим программам в университетах.

Механизмы совершенствования системы непрерывного образования

Для достижения указанной цели необходимо прежде всего определить условия и механизмы, способствующие ее достижению, которые:

  • смогут представить качественную видоизменённую систему самого образования, концепцию образовательной среды, позволяющей людям развивать свой творческий потенциал, обогащать духовную сферу;
  • смогут создать условия для повышения интереса у общественности и активного участия в таком образовании;
  • будут учитывать особенности общественного запроса самых разных групп населения;
  • организуют эффективную конкурентоспособность и устойчивое социально-экономическое развитие регионов.

На данный момент, считается целесообразным предложить формирование системы перманентного образования на использовании следующих принципов: опережающего развития образования; создания условий для инновационного развития; доступности образования и социального участия; стратегического инвестирования; инноваций образовательной среды.

Проблемы, которые связаны с развитием системы перманентного развития в России характеризуются комплексностью. Это позволяет сформировать отдельные группы нерешенных вопросов для эффективного преодоления существующих трудностей и определить дальнейшие направления, связанные с инновационным развитием непрерывного образования:

  • формирование единой среды для образования на макро-, мезо- и микроуровне;
  • доступность и качество образования;
  • реформация общественно-гражданской формы управления образовательными процессами;
  • внедрение в систему непрерывного образования практически целесообразных механизмов, сфокусированных на экономическом вопросе, повышение интереса инвесторов к этому.

Внедрение в систему непрерывного образования России эффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционной привлекательности возможно за счет выполнения следующих задач:

  • разработки, апробации и внедрения модели многоканального финансирования образовательных учреждений и организаций всех уровней, типов и видов;
  • разработки, апробации и внедрения эффективных технологий управления качеством образования, обеспечивающих ее инвестиционную привлекательность;
  • активного использования апробированных и проектирование новых механизмов, включая нормативно-правовые, для эффективного использования бюджетных средств;
  • разработки и внедрения системы экономической мотивации труда работников образования, связанной с применением ими в своей профессиональной практике принципов инновационного развития образования;
  • осуществление перспективного экономического и программного анализа возможности многопрофильной подготовки кадров, готовых работать в новых условиях деятельности системы непрерывного образования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :