В зарубежной профессиональной литературе насчитывается около 30 определений концепта «непрерывное образование»: пожизненное; продолжающееся; перманентное образование; последипломное и компенсаторное обучение и тому подобное.
Следовательно, непрерывное образование – это процесс, который охватывает всю жизнь человека и обеспечивает постепенное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира, это целенаправленная систематическая познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, полученных в общеобразовательных и специальных учреждениях, а также путем самообразования.
Непрерывное образование – это образование в течение всей жизни в условиях быстрых изменений как средство адаптации.
Обращение к непрерывному образованию в контексте педагогической деятельности обусловлено неоднозначностью фигуры преподавателя в образовательном процессе, где он выступает, с одной стороны, участником, который обеспечивает образовательный процесс: в зарубежной методике это – «teacher» (учитель, преподаватель), «tutor» (консультант), «mentor» (наставник, куратор), «coach» (репетитор), с другой стороны – это один из субъектов в субъектно-объектных отношениях, то есть тот, кто учится. В зарубежной традиции термин «непрерывное образование» звучит как «lifelong learning» – образование в течение всей жизни, подчеркивающее естественную и социальную направленность, то есть имеется в виду обучение и самообучение человека с момента рождения и до самой смерти.
Понятие «непрерывное образование» / «обучение в течение жизни» включает обучение, проходящее через весь жизненный цикл с раннего детства до глубокой старости. Оно включает формальную (школу, образовательные учреждения, университеты), неформальную (организованное обучение на рабочем месте) и социально-бытовую формы обучения (навыки, приобретенные в семье и обществе). Это позволяет человеку воспользоваться возможностью обучения тогда, когда возникает необходимость, а не тогда, когда человек достигает соответствующего возраста.
Среди основных причин необходимости модернизации образования исследователи выделяют следующие:
В развитых странах развитие непрерывного образования привело к созданию неформальной образовательной среды, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни.
Одной из первых стран, принявшей закон об образовании взрослых в 1976 году, стала Норвегия.
Сегодня программы образования для взрослых предлагаются как в рамках официальной норвежской образовательной системы, так и рядом добровольных организаций; они включают обучение в самых разнообразных сферах – от организации отдыха к учебе в университетах.
В Германии, понимая общественную потребность в квалифицированных кадрах и необходимость изменений на рынке труда, еще в конце 1970-х годов была принята правовая норма об образовательном отпуске взрослых (Bildungsurlaub), предоставляющего право, обычно 5 дней в году, пройти профессиональное или политическое повышение квалификации с отрывом от производства и сохранением заработка.
В Финляндии количество взрослых, обучающихся по программам непрерывного образования в высших учебных заведениях, превышает количество учащейся молодежи по традиционным академическим программам в университетах.
Для достижения указанной цели необходимо прежде всего определить условия и механизмы, способствующие ее достижению, которые:
На данный момент, считается целесообразным предложить формирование системы перманентного образования на использовании следующих принципов: опережающего развития образования; создания условий для инновационного развития; доступности образования и социального участия; стратегического инвестирования; инноваций образовательной среды.
Проблемы, которые связаны с развитием системы перманентного развития в России характеризуются комплексностью. Это позволяет сформировать отдельные группы нерешенных вопросов для эффективного преодоления существующих трудностей и определить дальнейшие направления, связанные с инновационным развитием непрерывного образования:
Внедрение в систему непрерывного образования России эффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционной привлекательности возможно за счет выполнения следующих задач: