Система коллективного воспитания


Система коллективного воспитания

Виды коллективного воспитания

Определение 1

Как известно, воспитательная система - это единый организм, в котором взаимодействуют компоненты воспитания (цели, субъекты, деятельность, отношения, среда), придерживающиеся определенного образа жизни и психологического климата. В таком коллективе не может быть случайных педагогов. Именно по этой причине могут создаваться традиции, закладываться основы микрокультуры, выстраиваются позитивные отношения.

Приоритетным принципом современного воспитания, а не только образования, является личностно-ориентированный принцип. Это создает определенные трудности во взаимоотношениях в коллективе, так как такой подход невольно развивает некую противопоставленность личности коллективу. Вместе с тем роли не только лидера, но и исполнителя также крайне важны человеку для комфортного существования в социуме.

Замечание 1

Социум есть коллектив людей. Коллектив есть социальная группа. Школьный педагогический коллектив подразумевает взаимодействие педагогов и учеников. Взаимоотношения и связи могут зародиться только в коллективе.

В настоящее время можно отметить разнообразие воспитательных коллективных систем:

  • Социальные сети,
  • Педагогический коллектив,
  • Система трудового воспитания, ГФР,
  • Система творческого воспитания,
  • Система дополнительного образования,
  • Клубный коллектив.

Рассмотрим сначала наиболее известные формы коллективного воспитания.

Традиционные формы коллективного воспитания

Безусловно, к традиционным, несмотря на их новаторство во времена возникновения, теперь уже можно отнести идеи Антона Семеновича Макаренко в развитии системы коллективного воспитания, которое, как известно, начинается с коллектива педагогов.

Известный педагог был убежден, что учитель (нормальная мотивированная личность, сильная в своем предмете), крепко связанный со школой не только местом работы, но и проживанием, наиболее полезен в отношении развития детей и создания коллективной системы воспитания, ведь они могут часто видеть учителя, а учитель может организовывать детей в вечернее время, готовиться с ними к праздникам.

Спорной может быть идея о том, что отдельный педагог не имеет права на отдельную методику, вся его деятельность должна быть в единстве с коллективом. По мнению В. П. Пивченко, это соответствует деятельностному и идеологическому подходу в формировании педагогического сообщества. Вместе с тем, А. С. Макаренко имел в виду единую стратегию в воспитании детей всеми участниками педагогического коллектива с возможностью личностных идей.

Для гармонично функционирующей воспитательной системы каждому члену коллектива желательно обладать знаниями, которые выходили бы за пределы области преподавания. Это позволяет сплотиться детям и педагогам в решении различных жизненных задач.

Таким способом можно достичь социализации обучающихся, развить самоуправление в детском коллективе, получить успешность воспитательного воздействия.

Замечание 2

Ценность идей А. С. Макаренко сегодня заключается в создании коллектива, функционирующего благодаря единой трудовой деятельности, экономическим и социально-политическим отношениям, правовым и духовно-нравственным связям.

Остается нерешенным вопрос о гендерном соотношении в педагогическом коллективе, о соотношении молодых педагогов и педагогов с опытом. Романтические взаимоотношения между педагогами, по мнению А. С. Макаренко, позволят улучшить тонус коллективного развития и взаимодействия. Однако, безусловно, этот вопрос остается и в наше время тонким, деликатным. В то же время крайне полезны для коллектива детей и добрые, и строгие, и угрюмые, и острословы, и мягкие, и веселые люди-учителя, которые смогут каждый в определенный момент жизни коллектива разрядить обстановку, или наоборот, создать деловую атмосферу, или своей непримиримостью и принципиальностью удержать на определенной линии воспитания.

Такое собрание ярких индивидуальностей позволит детям найти родственную душу, ведь ученики тоже все разные. При этом педагогу важно уметь признавать свои ошибки в реализации идей, исправлять их.

Для организации слаженной жизни в коллективе управляющий коллектива может учитывать потребности, интересы, возможности своих подопечных, что позволяет задавать дружеский тон взаимоотношений в коллективе.

В современной педагогике идеи А. С. Макаренко о системе коллективного воспитания возможно применять при создании командного духа педагогического коллектива, включая учителей и детей: посвящение в педагоги, создание флага, гимна, герба учебного заведения, дни открытых дверей, дресс-код, традиционные мероприятия, проведение праздников, экскурсий, дней здоровья и т.д.

Современная ситуация развития воспитательных систем такова, что обозначает больше проблемы и противоречия, на которые мы обратим внимание ниже.

Современные формы коллективного воспитания

Современная концепция образования направлена на самоопределение, достижение личного успеха в деятельности, что не позволяет формировать коллектив в прежнем его понимании.

Современные ученики предпочитают коммуницировать в социальных сетях, зачастую игнгорируя школьные сообщества (научные и другие объединения на базе школы), формируя неформальные коллективы в интернет-пространстве.

При этом современная школа находится только на стадии решения проблемы создания виртуального пространства для коллективного взаимодействия педагогов, учеников, родителей.

Постепенный переход к этому мы уже можем, однако, наблюдать. А именно: староста класса создает группу в наиболее популярной социальной сети "Вконтакте", добавляя в нее всех одноклассников, сообщая все новости школы, задания классного руководителя, создавая условия для общения одноклассников.

Каждому учащемуся администрацией школы предоставляется личный кабинет и пароль от него, чтобы быть в курсе своих школьных успехов, чему способсвует ресурс "Дневник.ру".

В перспективе предоставляется такая возможность родителям (в частности, эта система внедряется в начальной школе). Современные родители объединяются в группы, в том числе родительский комитет, на таких популярных ресурсах, как "Вайбер", для решения школьных и классных проблем, общения и т.п.

Проблемой современных педагогов является недостаточная компетентность в ИКТ-технологиях (по данным 2011 года), хотя это скорее редкость в настоящее время, в связи с массовым проведением курсов ИКТ по школам. Другой проблемой педагогов может быть психологическая неготовность к общению с учениками класса виртуально. Вместе с тем дистанционные методы обучения, образования становятся уже частью жизни современного школьника.

Современные социальные сети являются перспективными для образования воспитательной системы. Они отражают динамику современной жизни.

Для того, чтобы такая сеть функционировала как воспитательная система, существует предшествующий опыт формирования коллектива, принципы, которых можно придерживаться и при формировании виртуального коллектива:

  • целесообразность виртуального сообщества,
  • увлеченность достижением цели и предчувствие радости от ее достижения,
  • целостность системы и целеустремленность ее участников,
  • ответственная зависимость (если одно поручение не выполнить, пострадает коллектив или если выполнить, то выиграет весь коллектив).

Таким образом, современные идеи формирования и поддержания коллективной воспитательной системы опираются на традиционные идеи и принципы (в основном А. С. Макаренко), которые постепенно интегрируются с инновационными идеями современного образования, с преодолением новых приоритетов в развитии личности, направляя ее в русло коллективного взаимодействия и помогая ее социализации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :