В современном мире набирает популярность такая форма образования, как семейное образование.
Оно основывается на самостоятельном обучении ребенка в семье и полной ответственности родителей за его результаты.
Родители прибегают к этой форме обучения, исходя из его положительных моментов. Их привлекает индивидуальный подход к обучение, самостоятельный выбор программы обучения, возможность изучения дополнительных дисциплин и выбор неформальных методик обучения.
Однако, переход на семейное образование требует большое количество свободного времени родителей, их желания развиваться на равне с ребенком, поскольку прежде чем преподать ребенку урок, его нужно освоить самому, значительных финансовых затрат. Не каждая семья может позволить себе такую роскошь.
Семейное образование постепенно развивается и распространяется. Открываются специализированные школы, предназначенные для подготовки и сдачи аттестационных экзаменов, выходит специализированная литература – книги и журналы по семейному образованию, устраиваются различные фестивали, организуются конференции и семинары.
Сейчас, развитие получила тенденция открытия центров поддержки семейного образования. Оно закреплено на законодательном уровне и активно внедряется в практическую жизнь. Открываются «семейные школы», в которых детей обучают по программам, которым отдают предпочтение родители и успешно подготавливают детей к сдаче аттестаций.
Одной из форм семейного образования являются альтернативные школы т.е. учебные заведения частного типа, способы и методики обучения в которых отличаются от тех, что применяются в государственных учебных заведениях.
Альтернативные школы делятся на такие виды:
Принципы образования в альтернативных школах значительно отличаются от принципов, на которых базируется система массового образования. В этой связи альтернативные школы носят сугубо частный характер и существует в формах некоммерческих объединений, ИП, осуществляющих индивидуальную трудовую педагогическую деятельность. Такая деятельность является нелицензированной и не регулируется правовыми законодательным актами. Однако, это не является препятствием для родителей, принявших решение о переводе своего ребенка на альтернативную систему обучения.
Родители понимают, что школьное обучение не всегда является результативным, поскольку в нем отсутствует индивидуальный подход , а диплом об образовании не является гарантией успешного построения карьеры. На сегодняшний день, на смену массовым ориентирам обучения, приходит осознание необходимости обучения поиска информационных данных в нужное время и в нужном количестве. Большие объемы информации, которая порой оказывается не нужной в процессе жизнедеятельности, рассматриваются как ненужные и отвергаются.
Альтернативные школы способствуют развитию самостоятельности ребенка, способности к саморазвитию и раскрытию творческого потенциала личности, который, практически полностью, подавляется в государственных школах.
Система школ Монтессори ориентирована на раннее обучение детей. Она рассчитана на развитие детей до шестилетнего возраста.
Такая система была разработана в Италии и основывается на применении методики обучения, позволяющей развить самостоятельность ребенка. В школах Монтессори создается особая развивающая атмосфера, обучающая детей применению тех или иных предметов и дающая детям делать самостоятельный выбор в пользу их практического применения. Создание развивающей среды по системе Монтессори осуществляется с учетом сенситивных периодов т.е. возрастных особенностей развития ребенка. Согласно сенситивным периодам подбирается программа обучения тем вещам, которые интересны и просты для усвоения в этом возрасте. Выделяют шесть сенситивных периодов:
Рисунок 1.
Вальдорфские школы ориентированы на развитие творческого потенциала личности ребенка. Основным принципом обучения является желание и стремление ребенку к познавательной деятельности. Его никто не принуждает и не заставляет выполнять то, что он не хочет. Для обучения в таких школах применяются только натуральные материалы, никакой техники, телефонов, смартфонов.
Вальдорфская школа способствует развитию личности ребенка. В школе изучается как минимум два иностранных языка и уделяется большое внимание творческой деятельности. Домашние задания не предусмотрены программой обучения. Противостояние и соперничество учеников за лидерские позиции исключается. В центре обучения стоит ребенок и его развитие.
Рисунок 2.