Среди всех социальных институтов, влияющих на развитие личности, семья играет особую роль. Имея огромные воспитательные возможности, семья влияет на человека в течение всей жизни.
Универсальность такого педагогического и психологического воздействия семьи обусловлена:
Родители создают первую общественную среду ребенка. Они играют существенную роль в жизни каждого человека. Ученые считают, что чувства, которые возникают при взаимодействии детей и родителей – особые, отличные от других эмоциональных связей. Их специфика определяется тем, что забота и любовь родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Именно семья может обеспечить ребенку эмоциональную защиту, ощущение важности этого существования, искренней заинтересованности в ней.
Семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе, то есть «Я-концепция», где он принимает первые решения в отношении себя, и где начинается развитие социальной природы ребенка. Нет таких качеств личности, в формировании которых не участвовала бы семья.
Семья – это фундамент любой личности. Именно в семье формируются жизненные и нравственные ценности, отношение к себе и к другим, формируется успешность или неблагополучие во взрослой жизни.
Семья – сложный и одновременно целостный организм, который функционирует по определенным законам, имеет свои стадии развития, свои «подводные камни», рассматриваемые в семейной педагогике.
Семейная педагогика представляет много определений понятия «семья». В частности:
Воспитание детей – дело чрезвычайно важное и сложное, это отдельная отрасль нашей жизни. Дети – будущие граждане России. Они будут творить ее историю. Дети – это будущие отцы и матери, которые также станут воспитателями своих детей. По словам А. Макаренко, наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Воспитать ребенка правильно гораздо легче, чем перевоспитывать. Поэтому необходимо рассмотреть основные идеи семейной педагогики, в которой говорится о взаимоотношениях родителей и детей, о том, как установить и постоянно поддерживать с детьми семейный контакт, как вести себя в различных ситуациях, как воспитывать у детей высокое чувство собственного человеческого достоинства и бережное отношение к достоинству каждого человека.
Прежде всего, нужно указать на то, что семейная педагогика – это наука о воспитании и развитии ребенка. К. Ушинский в своих произведениях отмечал, что педагогика не только наука, но и самое необходимое из всех искусств. Он видел искусство педагогики в удовлетворении одной из крупнейших потребностей человека – стремление к самосовершенствованию его души и тела, чтобы стать гармонично развитой личностью. А для этого, по мнению выдающегося педагога, родители и воспитатели должны узнать ребенка, каким он есть на самом деле, со всеми его достоинствами и недостатками, каким он является в семье, наедине со своей совестью, в радостях и в горе, и в других ситуациях. Поэтому всегда следует руководствоваться установкой К. Ушинского – если педагогика хочет воспитать человека с разных сторон, она прежде всего должна познать его так же разносторонне.
Рисунок 1. К. Ушинский
Педагогическая культура родителей, прежде всего, предполагает психолого-педагогические знания, педагогическую этику, педагогический такт, культуру поведения и культуру общения, высокую нравственность и духовное богатство матери и отца. Один только перечень того, чем должны обладать родители, воспитывая своих детей, обязывает их совершенстве знать главные задачи семейного воспитания. В связи с этим следует раскрыть содержание основных понятий семейной педагогической культуры.
Педагогическая этика – это совокупность правил нравственного поведения педагога, отца и матери в типичных ситуациях и обстоятельствах воспитательной деятельности и в отношении к воспитаннику.
Педагогический такт – это умение выбирать целесообразный тон и стиль общения с ребенком и в каждом отдельном случае применять эффективное в данных обстоятельствах средство воспитательного воздействия.
Составляющими педагогического такта является наблюдательность, доверие и уважение к ребенку, справедливость, выдержка, самообладание, отзывчивость, милосердие, осторожность, деликатность, требовательность.
Культура речи – владение государственным языком и умелое использование языково-литературных средств для воспитания ребенка.
Культура педагогического общения – целая система способов, умений и навыков, коммуникативных средств, целью которых является воспитательное воздействие и создание благоприятного психологического климата в общении с детьми, родителями или коллегами.
Чтобы правильно выбирать цель воспитания для конкретного ребенка, а также его средства и содержание, не следует допускать педагогических ошибок. Не стоит увлекаться каким-то одним методом воспитания, помня, что нет ни хороших, ни плохих методов, а есть конкретный ребенок, конкретная педагогическая ситуация, конкретные условия жизни.
Индивидуальное воспитание – это деликатное и тонкое дело, а потому надо обладать талантом индивидуального воздействия, так называемым педагогическим прикосновением, чувствовать, каким ребенок является сейчас и каким он может стать в будущем.
Самая большая ошибка в семейном воспитании – это применение к детям физических средств воздействия и чрезмерная строгость в отношениях с ними.
Большую роль в культуре общения и воспитания детей в семейной педагогике играют такие правила: