На протяжении всей истории человечества, несмотря на происходившие изменения общественных формаций, различные преобразования, коснувшиеся всех сторон человеческого бытия и деятельности, педагогическая профессия неизменно продолжает существовать и играть значительную роль в обществе.
С момента возникновения и в течение длительного исторического времени практика воспитания осуществлялась интуитивно в процессе естественных бытовых отношений и взаимодействий поколений.
Сознательный характер процесс воспитания и обучения начал приобретать с приобщением человечества к трудовой деятельности и социальным отношениям. Постепенно появилось осознание необходимости в трансляции опыта трудовой деятельности для воспроизведения новым поколением, с одной стороны, и с другой – в целях сохранения для следующих поколений. Общество не могло бы развиваться и эволюционировать, если с каждым новым поколением приходилось бы начинать все сначала, не используя приобретенный опыт. Кроме того, жизнь в общине требовала приучать детей к складывающимся правилам поведения. Это и явилось началом рождения основ воспитания. Лица, которые осуществляли функции наставника на том этапе, еще не были учителями в современном понимании термина, но они, безусловно, являлись предшественниками современных представителей педагогической профессии.
По мере бурного роста знаний, развития средств познания, усложнения характера производства, назрела необходимость в систематизации и упорядоченной организации передачи знаний, умений и навыков. Таким образом, образование, включающее обучение и воспитание, обособилось в отдельную отрасль.
Потенциал к развитию общества во многом определяется соответствием системы образования потребностям и нуждам этого развития. Условия обеспечения развития общества всегда связано с потребностью в инновациях в системе образования.
Ведущую роль в структуре системы образования занимает педагог, социальная роль которого заключается в специфике воздействий на процессы, протекающие в обществе, и процессы, связанные с развитием людей в этом обществе. Учитель не участвует в создании производственного продукта, его задача и миссия определяется формированием духовно богатого и одновременно интеллектуально развитого, грамотно мыслящего поколения, способного самостоятельно строить свою жизнь на благо общества и свое собственное благо.
Социальная значимость учителя определяется следующим:
Профессиональные функции педагога – это совокупность функций, которые предстоит исполнить в процессе педагогической деятельности.
Среди них: