Ринолалия в логопедии


Ринолалия в логопедии

Сущность заболевания и причины развития ринолалии

Определение 1

Ринолалия представляет собой речевое нарушение, обусловленное сбоями в работе артикуляционного аппарата и формировании голосообразования.

Ринолалия возникает из-за нарушений в строении и функционировании речевого аппарата и проявляется в виде нарушений тембра голоса и неправильном произношении звуков. Звуковое произношение, при данном заболевании, является очень искаженным.

При артикуляции, постановке звуков и работе голосовых связок происходят сбои в участии носового и ротоглоточного резонаторов. Когда фонация работает в нормальном режиме, все звуки речи, не считая носовых, произносятся посредством отделения носоглоточной и носовой области от ротовой и глоточной.

В следствии развития ринолалии, возможно последующее нарушение некоторых фонематических процессов и письменной речи, а также проблемы с правильным построением речевых структур – грамматикой и лексикой.

Замечание 1

Ринолалия является сложным речевым дефектом и требует комплексного подхода к ее диагностированию и лечению. Выявить ринолалию возможно при совместном использовании хирургических методик, ортодонтии и стоматологии, отоларингологии, психологии и логопедии.

Ринолалия проявляется в трех основных формах:

  1. Открытая ринолалия – непрерывное открытое взаимодействие между носовой и ротовой полостью. Это приводит к постоянному и свободному перемещению воздушных потоков одновременно через нос и рот во время произношения и развитию носового резонанса при фонации.
  2. Закрытая ринолалия – наличие преграды при прохождении воздушных потоков через нос. Преграда может располагаться в носовой полости или в носоглотке.
  3. Смешанная ринолалия – одновременное наличие преград воздушного прохождения в носовую полость и недостаточность нёбно-глоточного кольца. Носовые звуки в этом случае отсутствуют и наблюдается назальный голосовой отек.

В зависимости от формы, ринолалия может развиваться по множеству причин.

  1. Она может быть следствием врожденных патологий, либо приобретенных травм.
  2. При различных проблемах и патологиях внутриутробного развития плода, связанных с интоксикацией, инфекционными заболеваниями матери, курением, приемом спиртосодержащих напитков, употреблением наркотиков, испытанием сильных стрессов, эндокринных нарушений, возможно развитие лицевых расщелин, что приводит, к последующем развитию ринолалии.
  3. Приобретенная ринолалия развивается из-за травматической перфорации нёба, его параличей и порезов, повреждений языкоглоточных нервов. Такие нарушения могут быть следствием удаления аденоидов, искривлений носовой перегородки, носовых полипов, опухолей, гипертрофий слизистых оболочек.

Принципы логопедической коррекции ринолалии

Коррекционная терапия речевого дефекта строится на следующих основных принципах:

  • Принцип применения физиологического дыхания – происходит его трансформация в речевое диафрагмальное дыхание с выдохом через рот;
  • Принцип одновременного становления дыхания с атикулем речевых звуков. Это приводит к быстрой постановке правильных звуков речи. Эффект наблюдается уже на первых занятиях;
  • Постановка правильного звукопроизношения с начального этапа. Требуется отрабатывать речевое произношения с нуля. Все звуки и их произношение искажаются при ринолалии;
  • Разработка и формирование артикуляционного звукового фундамента. Чтобы обеспечить поэтапную работу над постановкой звуков при ринолалии, требуется подготовить артикуляционную основу;
  • Проведение специальной артикуляционной гимнастики для формирования артикуляционного фундамента. Осуществляется подготовка артикуляционных органов и подготовка их работы для произношения конкретных звуков;
  • Принцип фиксации внимания на артикулеме. Старую артикуляцию требуется обнулить и потому заострять внимание на слуховом восприятии произношения не следует. Заранее ознокамливать ребенка со звуком, который будет отрабатываться не нужно;
  • Принцип частичного закрепления речевых способностей на логопедических занятиях и ее закрепление в домашних условиях – с родителями и самостоятельно.

Логопедические занятия строятся на основе работы от простого к сложному: происходит постепенное расширение звуков и усложнение речевого контекста. Программы занятий базируются на отработке речевого дыхания и постановке верных артикулем. Для этого требуется применение визуального восприятия, кинестического и слухового контроля.



Рисунок 1.

Зарубежные направления коррекционной работы по устранению ринолалии

В зарубежной практике лечения ринолалии, применяется два основных направления в коррекционной логопедической терапии:

  1. Немецкое направление – представляет собой силовое направление, базирующееся на принципе первоначального расширения возбуждения, порождаемыми мощными раздражителями, посредством привлечения в совместную работу органов с отклонениями в функционировании и нормально развитых речевых процессов. Используемые упражнения носят силовой характер. Этот направление имеет немецкие корни, применяется в Германии и некоторых других странах. Логопедическая терапия основывается на использовании вибромассажа и занятий по постановке дыхания и артикуляционной гимнастики. Логопедическую гимнастику нужно начинать с тренировки произношения звукового сочетания апа, в котором звук {а} произносится обычным тембром голоса, а слог па более высоко и громко. Произношение других гласных отрабатывается таким же способом. Громкое произношение имеет некоторую эффективность, объясняемую мощной иннервацией всех областей ротовой полости и активность работы нёбной занавески.
  2. Французское направление – основывается на постановке правильного дыхания и отработке голоса. Это все базируется естественных физических речевых движениях. В приорите ставятся дыхательные упражнения. Это направление разрабатывалось на важности достижения произвольного замыкания нёбно-глоточного затвора, что достигается при нормальной подвижности нёбной занавески.
Замечание 2

Ведущими задачами коррекционно-педагогической работы являются: нормализация резонанса, развитие естественных голосовых способностей детей, восстановление двигательной функции гортани и формирование умений правильного голосоведения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :