Одним из педагогических условий развития профессиональной рефлексии воспитателя ДОУ в системе последипломного педагогического образования является оперативное диагностирование воспитателями производительности Я-концепции в качестве базисного личностного профессионального образования.
Реальное поведение воспитателя соответствует его профессиональной Я-концепции – сложному личностному образованию, которое формируется под влиянием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности.
Искаженное, неадекватное представление о своем профессиональном Я приводит профессионала к неоптимальному профессиональному поведению, к пассивности, зависимости, негативно сказывается на регулировании профессионалом своей деятельности.
И наоборот, сформированная производительная Я-концепция влияет на характеристики самоуважения личности и представление о собственном статусе, что, в свою очередь, усиливает эффективность нормативной регуляции поведения в дошкольном учреждении.
Я-концепция – целостный, но противоречивый образ собственного Я, содержащий:
В результате рефлексии развивается Я-концепция педагога в ДОУ, он способен преодолевать затруднения и проектировать успешное осуществление деятельности. Такой педагог самоутверждается как личность.
Следовательно, можно утверждать, что оперативное диагностирование воспитателями производительности Я-концепции в качестве базисного личностного профессионального образования является педагогическим условием развития профессиональной рефлексии воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Среди педагогических условий развития профессиональной рефлексии воспитателей определяется освоение педагогами алгоритма развития профессиональной рефлексии средствами рефлексивных практикумов.
При этом профессиональная рефлексия представляет специфическую деятельность, механизм личностно-профессионального развития педагога, условие и инструмент непрерывного профессионального роста педагогических кадров, процесс поиска способа, средства минимизации противоречия, возникшего между необходимостью, осознанной возможностью ее удовлетворения и существующими личностными смыслами.
Эффективность решения противоречия обусловлено уровнем сформированности и согласованности следующих модальностей профессионала как целостности: личностного потенциала «могу», сферы целеосознания «хочу», смысловой сферы «должен», сферы компетенций «умею», сферы целеосуществления «достигаю результата». Модальность «знаю» является дополнительной относительно каждой из остальных. Поэтапность и внутреннее содержание формирования и согласования указанных модальностей определяет алгоритм, представляющий собой определенную последовательность действий, которые реализуются в ДОУ и ориентированы на развитие профессиональной рефлексии педагогов.
Сегодня практике необходимы методики, построенные на инновационных принципах последипломного образования как составной части образования, и направленные на дальнейшее личностное самоопределение и самореализацию профессионала.
К настоящему моменту разработано достаточное количество методик, имеющих признаки рефлексивных, и они успешно используются в педагогической практике ДОУ.
К ним могут быть, например, отнесены методики, построенные на диалоге и предусматривающие авторское высказывание и его понимание, что изложено в концепциях М. Бахтина, М. Мамардашвили, А. Пятигорского.
Рисунок 1. М. Бахтин
Другим примером форм рефлексивных методик являются так называемые интерактивы, реализуемые в различных формах игр. Наиболее эффективными среди них являются развивающие игры, организованные по типу организационно-деятельностных. Распространенным видом рефлексивной методики являются формы рефлексивных практикумов, они особенно результативны для последипломного образования.
Эти практикумы построены на использовании интенсивных методов обучения и создании акмеологических условий: наличие одного проблемного поля, сравнение его с профессиональным опытом участников, снятие межличностных барьеров при организации коллективной мыследеятельности, организация рефлексивной среды, личностная включенность участников рефлексивного практикума в процесс мышления и деятельности. Использование этой методики, кроме увеличения доли предметной профессиональной компетентности, выраженной в объеме конкретных знаний и умений в профессиональной области, обеспечивает развитие навыков постановки и решения проблем, способности к коллективному взаимодействию и преодолению конфликтных ситуаций, обогащению профессионального и личностного опыта.
При работе с педагогическим опытом важно ориентироваться на парадигмальные характеристики педагогической деятельности. Сравнивая традиционную и инновационную дидактические модели образования, следует отметить, что в традиционной модели главной задачей является организация работы по внедрению педагогического опыта, главным методом является объяснительно-иллюстративный, что соответствует репродуктивному типу деятельности. В инновационной главное – выращивание профессиональных потребностей педагога, его развитие как исследователя собственной деятельности, поэтому используются инновационные методы даже в ДОУ.
Наиболее распространенными формами рефлексивных практикумов являются:
Способность к рефлексии и знание ее механизмов, которые сформированы в ходе рефлексивных практикумов, позволяющих выработать собственные ценности и принципы, определить стратегию собственного развития, побуждают к постоянному саморазвитию и творческого отношения к профессиональной деятельности.
Рефлексивные практикумы являются самостоятельными, завершенными формами педагогической деятельности, их можно рассматривать как экзистенциальные средства, помогающие человеку преодолеть затруднения, выйти из кризисной ситуации, выработать новые формы деятельности, построить траекторию дальнейшего развития и достичь более высоких результатов в последующей деятельности.
Таким образом, освоение педагогами алгоритма развития профессиональной рефлексии средствами рефлексивных практикумов является педагогическим условием развития профессиональной рефлексии воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с определенными педагогическими условиями, развитие профессиональной рефлексии воспитателей ДОУ осуществляется посредством освоения алгоритма развития профессиональной рефлексии в ходе принятия участия в рефлепрактикумах; оперативного диагностирования воспитателями производительности Я-концепции в качестве базисного личностного профессионального образования, по результатам которого корректируется образовательная работа с педагогами, отслеживаются личностные изменения, проектируются пути их профессионального роста; происходит обеспечение преемственности и взаимодействия методических подразделений с учетом целевого, содержательного, технологического, психологического, управленческого, структурно-организационных аспектов.