Метод рефлексии – это метод, при условии применения которого образовательным результатом обучения становится только тот, который был осознан учеником. Цель рефлексивного метода – создать методологический каркас проведенной предметной деятельности, на основе которого целесообразно продолжать предметную деятельность.
Как свидетельствуют данные литературных источников, на стадии становления коллективной и групповой рефлексии учителю целесообразно использовать такие методы обучения как:
Огромное значение для формирования рефлексивных умений имеет специально организованная учебно-познавательная деятельность, в частности деятельность, организованная в форме группового взаимодействия, ведь она обеспечивает совместное обсуждение определенной проблемы; способствует обмену взглядами, мыслями, предположениями; дает возможность совместно преодолеть трудности и достичь успеха.
Рефлексивная деятельность учащихся на уроках выступает как рассуждения школьников о том, как проходил процесс приобретения новых знаний, как новая информация согласуется с уже известной, какова ценность приобретенной информации. Подобное понимание рефлексивной деятельности учащихся приводит к применению на уроках различных интерактивных упражнений и методических приемов, направленных на осмысление полученных знаний, осознание собственных интересов, достигнутых на уроке результатов и тому подобное.
Личностная рефлексия – рефлексия собственного «Я». Она связана с личностным аспектом мышления человека, мотивами, способностями и целями. Личностная рефлексия может рассматриваться как средство формирования адекватной самооценки, предпосылка самоконтроля, самовоспитания и играет важную роль при формировании личностного содержания учебной деятельности, определении своего места в жизни и самореализации.
Личностная рефлексия становится главным средством развития школьника. Следует отметить, что содержательный план личностной рефлексии достаточно широк: ученик анализирует окружающий мир, других людей, самого себя. Он изучает свои личностные качества, свои отношения с окружающими, свои возможности и притязания, свои сильные и слабые стороны.
При этом он сопоставляет переживания о себе в детстве с ожиданиями от себя во взрослой жизни. Большинство методов и методических приемов, которые на сегодняшнем этапе развития методики обучения применяют учителя, направлены на организацию именно личностной рефлексии.
Выделяют еще и интеллектуальную рефлексию – это рефлексия оснований, предпосылок и факторов, влияющих на процесс мышления. Главным фактором ее развития является учебная деятельность, в процессе которой ученик учится исследовать основания собственных умственных действий в ситуации решения учебных задач; а также выполнение действий и их оценка.
Яркий пример интеллектуальной рефлексии – учебная ситуация, когда в процессе решения познавательной задачи на уроке ученики приходят к очень важному для них открытию, но не могут на первом этапе понять, на основе каких принципов и процедур они пришли к нему. И если после этого начинается процесс доказывания, обоснования и аргументации выводов, полученных на первом этапе благодаря интуиции, начинается рефлексивная деятельность учащихся.
Рефлексия своим методологическим комплексом позволяет развивать критическое мышление. Основными аспектами критического мышления, которые в процессе мышления приобретают форму конкретных умений, являются:
Основными условиями развития как личностной, так и интеллектуальной рефлексии является создание инновационной среды, наличие проблемного поля, свободная и активная межличностная коммуникация, опора на процедурные элементы рефлексии, дискуссионность.
Кроме того, рефлексию учащихся можно достаточно эффективно развивать с помощью таких методов:
Соответственно, на уроках рефлексивный подход реализуется через: расширение функций учащихся; преобразования ученика с «исполнителя» в организатора собственной деятельности; повышение самостоятельности школьников в процессе учебной деятельности.
Актуализация рефлексии осуществляется только в определенных ситуациях. В общем виде можно выделить такие учебные ситуации, стимулирующие рефлексивную деятельность учащихся на уроке:
Таким образом, рефлексия – это возвращение назад, то есть способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей. С педагогической точки зрения, цель рефлексии – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее содержание, тип, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.
Основными условиями развития как личностной, так и интеллектуальной рефлексии на уроках является создание инновационной среды, наличие проблемного поля, свободная и активная межличностная коммуникация, опора на процедурные элементы рефлексии, дискуссионность. Методика проведения рефлексии на уроке должна включать следующие состояния: