Интенсивное развитие наук в области познания человека способствовало тому, что фокус внимания педагогов направляется в сторону изучения личности ребенка как целостной развивающейся системы с учетом его природных задатков, дарований, интересов, потребностей и устремлений.
Отмечая огромный потенциальный ресурс семьи в воспитательном процессе и одновременно распространенные наблюдаемые ошибки, педагогическая теория предоставила и продолжает предоставлять практике воспитания научно обоснованные методы, приемы, содержание и формы воспитания детей в семье, которые получили отражение в отдельном направлении – семейной педагогики ( СП).
Начало изучения семейных отношений как научной теории относят к концу XIX – началу ХХ в., но предпосылки создания науки в виде первых идей семейного воспитания, правил и норм поведения складывались с давнего времени в рамках народной педагогики и религиозного воспитания.
СП – одно из направлений педагогики, изучающее состояние, закономерности семейного воспитания, пути повышения потенциальных возможностей семьи в воспитании личности ребенка
Успеха в воспитании можно ожидать только в том случае, когда есть ясное представление о поставленных целях и задачах.
Цель СП - способствовать осознанному представлению родителей о процессе воспитания во всей его полноте – от постановки задач до способов воплощения и принятию педагогически верных решений в ситуациях семейного воспитания.
В круг задач СП входят:
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Являясь для ребенка наиболее продолжительной средой обитания и одновременно первым воспитательным институтом, семья играет первостепенное значение в формировании его личности. Воспитательный потенциал семьи огромен, при этом может иметь как положительный, так и негативный характер.
Семья способна развить целостную гармоничную личность, а может разрушить личность ребенка, может привить здоровые представления о жизни, а может и исказить мироощущение и мировоззрение, может сформировать устойчивую психику, но может подорвать ее.
Ощущение человеком своего благополучия в семье проецируется на другие сферы жизни и взаимоотношений. И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.
Именно в семье закладываются основы нравственности, раскрываются индивидуальные стороны личности, с детства прививаются нормы поведения. Включение ребенка с детского возраста в систему семейных отношений является наиболее оптимальным способом его постепенного приобщения к социальной жизни и расширения жизненного опыта. В семье ребенок усваивает первичные представления о социальных ролях, супружеских, родительских функциях, человеческой культуре, навыках индивидуальной и коллективной работы, то есть, все то, что необходимо для безболезненной адаптации ребенка в обществе.
Существенное влияние семья оказывает на самоопределение и выбор будущей профессии.
Среди факторов, наиболее значимо влияющих на воспитательный потенциал семьи в качественном отношении, СП выделяет следующие:
С выделением этих факторов связана выработка педагогически рациональной социальной тактики и стратегии, направленной на активизацию процесса формирования личности в семье, однако необходимо учесть, что отдельно ни один из факторов непосредственно не может гарантировать успешное или неуспешное воспитание, их следует рассматривать только в совокупности и в контексте конкретных специфических условий действия.