В раннем возрасте дети способны усваивать максимум информации, а, главное, правильно ее интерпретировать и запоминать, поэтому педагогика раннего возраста направлена на формирование самых важных элементов воспитания и образования у детей.
Педагогика раннего возраста – это наука о методах и способах образования детей дошкольного возраста и начальной школы.
Такой вид педагогической деятельности появился давно, однако, особо популярным он стал в последнее время, ввиду того, что у родителей остается все меньше время на занятия с детьми, и их развитием должен заниматься кто-то другой. Помимо того, важно приобщить ребенка к общественной жизни.
Такая тенденция приводит к массовой популярности дошкольных учреждений, причем не только детских садов, но и специализированных дошкольных учреждений.
К специализированным дошкольным учреждениям можно отнести:
Особую специфику имеет педагогика раннего возраста для детей от 1 года до 3 лет. Такая педагогика имеет место быть, однако она не популярна, и не востребована в обществе, это связано с рядом причин:
Все эти причины приводят к тому, что педагогика самого раннего возраста (от 1 года до 3 лет) слабо изучена и имеет мало данных по практическим исследованиям.
Однако надо заметить, что в 18-19 века педагогика самого раннего возраста была намного актуальнее, чем сейчас. Если в богатой семье рождались дети, то с самого рождения к ним был приставлен наставник, чаще всего педагог, который обучал и воспитывал их с самого рождения. Ввиду этого основные учения и методы воспитания детей раннего возраста были заложены именно в эти исторические периоды времени.
Более активно педагогика раннего возраста стала развиваться в середине прошлого века. Именно тогда были сформированы основные постулаты и принципы образования детей в детских садах и дошкольных учреждениях.
Современная педагогика раннего возраста развивается в определенных направлениях.
Физическое развитие детей раннего возраста. Здоровье закладывается с самого раннего детства, поэтому особое внимание уделяется физическому развитию детей. Прежде всего, задача педагогов научить детей заниматься спортом, выучить с ними основные правила выполнения физических упражнений и поведения на занятиях. Такое образование и воспитание необходимо для дальнейшего развития физических навыков в других образовательных учреждениях.
Умственное развитие детей раннего возраста. Ум ребенка наиболее активен в самом раннем детстве, поэтому необходимо «вложить» в него максимум полезной информации, но делать это нужно правильно. В основном педагогики используют такие методики образования и воспитания детей раннего возраста как: обучение с помощью игры, наглядных примеров, мастер – классов и т.д.
Эстетическое развитие детей раннего возраста. Культура, правила и нормы, принятые в обществе совсем не знакомы для детей раннего возраста, поэтому задача педагога научить ребенка всему этому. К эстетическим нормам можно отнести: правила этикета за столом (минимальные), правила поведения по отношению к другим детям, правила разговора и общения и т.д.
Нравственное развитие детей раннего возраста. Нравственное развитие детей достигается посредством обучения через книги, рассказы, сказки, стихи и т.д. Также педагоги часто используют методику анализа и сравнения. Ребенку в самом раннем возрасте необходимо привить правила нравственного поведения, которые позволят ему легко адаптироваться в обществе.
Таким образом, педагогика раннего возраста важна для обучения и воспитания детей в современном обществе. Основными направлениями ее развития служит физическое, умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей.