Современная педагогика представляет собой систему научных знаний о процессах воспитания, образования и развития личности.
В своем становлении и развитии эта наука прошла несколько ступеней развития:
Становление и развитие педагогики как науки, уходит корнями в древние времена. Она развивалась в течение нескольких тысячелетий и характеризуется наличием своих принципов, закономерностей, методов исследования, особом содержании и роли в социально-экономическом развитии общества. Наука педагогика занимается изучением сложного объекта – человека, особенностей его развития, воспитания и образования.
Развитие педагогической теории проходило в течение нескольких основных этапов.
Эмпирическая фаза развития. Этап приходится на первобытнообщинный строй и характеризуется ведущей ролью народной педагогики в воспитательном и образовательном процессах. Народное воспитание было очень устойчивым, за счет создания крепких систем трудового и нравственного воспитания. Семейное воспитание занимало в этот период центральное место. Воспитательные системы эмпирической фазы были разработаны в Афинах, Риме и Спарте.
Становление научного педагогического знания. Эта фаза приходится на 17-20 века. Первой педагогической литературой стал труд Яна Каменского «Великая дидактика», в которой педагогика была представлена как отдельная наука, со своими принципами, методами и приемами обучения. Также, Ян Каменский разработал требования по оформлению учебной литературы и главные принципы дидактики. Передовым трудом того времени, стала работа Ушинского К.Д. педагогическая антропология, содержащая информацию об основных направлениях, целях, задачах и принципах, а также содержании воспитательного процесса. В трудах Ушинского ведущую роль занимает идея народного воспитания и его демократизация. В этот период развитию педагогической науки способствовали труды Руссо, Макаренко, Сухомлинского.
Современная фаза развития. Это период начинается с конца 19-го – начала 20-го веков. В это время, педагогика как наука уже была сформирована и непрерывно развивалась. Происходит ее разделение на несколько направлений: дидактические принципы, теория воспитания, основы педагогического учения – управление процессом обучения и воспитания, школоведение – организация работы учебных заведений, их структура и особенности функционирования. Эта фаза развития ознаменована формированием новых подходов к учебно-воспитательному процессу. Новаторские идеи были внесены педагогами Ильиным, Щетининым, Шаталовым, Гузик. Ими были предложены идеи формирования новой системы взаимоотношений между педагогами и учащимися, идея учиться по желанию и потребности, дифференциация и индивидуализация учебного процесса, акцентирование внимания на личностном развитии, учета ее возможностей и потребностей.
Педагогика представляет собой науку, которая формировалась под воздействием различных знаний и теорий, опиралась на множество философских учений, историю, науку о человеке и особенностях его развития. Таким образом, педагогическая наука сформировалась как система научных знаний, состоящих из следующих элементов:
Педагогика является сложной и многогранной системой. Она состоит не только из множества отраслей, занимающихся изучением различных направлений педагогического учения, но и опирается на многие другие научные теории и тесно взаимодействует с ними.
Педагогика как наука, изначально выделилась из философского учения, включающих большое количество теорий и положений, которые в последствие заложили фундамент педагогической науки. Педагогика применяет методологические приемы философии для аргументации педагогических процессов и явлений. Педагогика тесно взаимосвязана с теорией познания и образования философии. Это взаимосвязь помогает отыскать оптимальные пути формирования и развития личности.
Педагогика также взаимосвязано с психологией. Это объясняется тем, что психологические теории позволяют найти подход к построению учебного процесса, исходя из особенностей личностного развития и обеспечивающих нормализацию процесса ее формирования.
Педагогика, вместе с социологией занимается поиском путей перевода исходов социальных исследований в определенные воспитательные задачи. Достижение этих задач обеспечивается за счет деятельности социальных институтов - семьи, общественных организация, политических учреждений, заведений образования и воспитания.
Можно также отметить, взаимосвязь и влияние экономики на педагогическую науку. Экономическое развитие определяет направления развитие всех общественных сфер. Любые изменения, связанные с прогрессом или регрессом экономического развития, оказывают воздействия и приводят к изменения в педагогических процессах.