Развитие экономики в стране, эволюция в промышленности, эти аспекты потребовали от педагогики XX века решительных перемен. Требовались высококвалифицированные работники, способные выполнять одновременно несколько задач, переключаться с одной операции на вторую без возникновения затруднений. Началось бурное становление педагогических движений, которые сопоставляли экономический сектор и образовательный, требуя реформировать школьную программу.
Проблемы наблюдались во многих национальных системах образования населения, в таких странах как:
Требовалось привести школы согласно требованиям экономики и политического настроения той эпохи.
В начале XX века обозначилось два фундаментальных ответвления в образовательной системе:
Общая идея соединившая многих педагогов-реформаторов, подразумевала под собой создание школы, как инструмента для достижения высокого квалифицированного воспитания самостоятельных, инициативных, предприимчивых членов общества. Полученные знания должны были использоваться по назначению.
Новаторы полагали что требуется использовать только положительные, давшие свои результаты, методы, появившиеся за всю историю педагогической науки. А.Лай обращал внимание на то, что интересы у детей формируются спонтанно, в том числе при появлении конкуренции, инстинкта борьбы. Также были выдвинуты теории о врожденных одарённостях ума. Подтверждать подобные случаи планировалось с помощью тестов.
Педагогическое наследие Толстого и Ушинского, начавшее своё созревание в XIX веке, стало основой для революционных открытий в XX веке. Лев Николаевич Толстой привнес в педагогику такое понятие как свобода, которое оказало большое влияние на педагогику в целом.
После революции 1917 года, эхо тех событий откликалось страшным потрясением, несмотря на это, можно выделить основные мысли педагогики XX века:
Педагогический натурализм преисполнен идеями прошедших десятилетий, в которых главной мыслью была вера в природу ребенка. Идеализм в педагогике не был четко выражен, в тени натурализма зрели первые попытки охарактеризовать его как отдельную модель образовательного процесса. Натурализм охватывал религиозные паттерны действий в образовании, в которой преобладали утопические верования в силу воспитания, силы детской души, которой не нужно мешать регламентированием подходов в образовании.
Педагогический натурализм – это профессионально-педагогические взгляды объединённые в систему, отрицающую наличие в человеке иных способностей, кроме тех, которые могли бы быть доказаны с помощью науки. Не смотря на данное определение, натурализм разными философскими путями связан со всеми остальными направлениями в образовании.
Октябрь 1917 года ознаменовал переломный момент в развитии образовательных стандартов в России. Началом новой главы в образовании, стал документ созданный в 1918 году, получивший название «Основные принципы единой трудовой школы». В нем чувствовались романтические нотки революции, призывающие смешать идеалы «трудовой школы» и «самостоятельного воспитания», вбирая в себя принципы гуманизма и демократии. Педагогическая мысль в России развивалась опираясь на прозападные традиции.
Советским правительством была выбрана наиболее подходящая под идеалы 20-х годов система «школ труда», которая основывалась на идеях Д.Дьюи. Её стремительное насаждение в образовательные структуры послужило началу борьбы между сторонниками «школы труда» и «свободного образования». Учебные школы сохранили свои позиции, в то время как в 1922 году свободному воспитанию перекрыли кислород.
В целом 20-е годы XX века были проведены под знаменем «школы труда», основу настроений заложили организаторы народного просвещения, ученые-педагоги, учителя-практики, такие как: А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, П.П. Блонский, М.В. Крупенина, М.М. Пистрак, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин.
Все они приложили силы для создания теоритической основы трудовой школы, разработали методы их реализации в учебно-воспитательных учреждениях. В период с 1923-1927 гг, ими были созданы программы для средних и начальных школ различных типов.
В этот период делался акцент на западный опыт в педагогике, её творчески перерабатывали опираясь на Российские реалии. За основу брались наработки педагогов дьюисткого настроения. С.Т Щацкий в рецензии к одной из работ Д.Дьюи указал на то, что этот автор находится в самой жизни и не упускает ничего, его философские взгляды, полностью схожи с новым веком.
Ряд западных педагогов таких как С.Френе, К.Уошберн, У.Килпатрик, П.Рейналь и сам Д.Дьюи побывав в СССР отмечали высокие достижения советских школ 20-х гг.
Джон Дьюи (20.10.1859-1.06.1952гг) - американский философ и педагог, написавший более 900 научных работ и 30 книг. Был представителем философского направления прагматизм. В период Второй Мировой Войны был жестким противником идеологии нацизма, и того что делалось с педагогикой в Третьем Рейхе.
Прагматизм – это философское течение, отталкивающиеся от парадигмы истины и смысловой значимости. Прагматизм отрицает какую-либо осмысленность метафизики, определяя истину знаний открывшихся человеку, лишь временным консенсусом.