Развитие педагогики в XIX веке


Развитие педагогики в XIX веке

Начало педагогических поисков

XIX век послужил началом для многих фундаментальным изменений в педагогике и образовательной системе в целом. В первой половине XIX века государство рассматривало изменение многих сторон правления, также требовались новые духовные мерила, обдумывалась возможность создания среднего и высшего образования для граждан.

Эволюция образовательного кластера происходили во времена общественного кризиса. Сформированная государством система образования смогла сгладить острые углы всеобщей нестабильности у населения. Таким образом к 1800 году Российская образовательная система начала обретать осязаемые очертания и выглядела следующим образом:

  • 315 училищ
  • 18 128 обучающихся мужского пола
  • 1 787 обучающихся женского пола
  • 790 преподавателей

Несмотря на эти показатели, стране требовалось большее количество образованных людей. Развитие умственного потенциала населения было не возможным без расширения начального общеобразовательного процесса просвещения граждан. Был поставлен вопрос об подготовке учителей с целью расширения назревавших в то время практических вопросов касающиеся просвещения.

Революция XVIII века вспыхнувшая во Франции, внесла свои коррективы в систему образования. Главным требованием было сделать образование бесплатным для всех слоев населения. Идея всеобщего народного просвещения была воспринята положительно. Буржуазия и дворянство многих стран, включая Россию, внедрили в свои системы образования, знания необходимые для жизни людей.

Замечание 1

Главной целью правительства в XIX веке было усиление образовательной платформы для своего народа. Стране требовались светлые головы, новые имена и открытия. Это была не просто идея на словах, они воплощали её путем создания училищ и дополнительных подготовительных инструментов для учителей.

Обучающие учреждения и их особенности

Вторая половина XIX века запомнилась перестройками в системе школьного образования. Общественные движения создали благотворные настроения для реформ в стране. Реформы произошли в сфере армии, земли, школ.

Подготовка к улучшениям в системе школьного образования длилась около 8 лет (1856-1864). Документ «Положений о народных училищах» и обновленные Уставы гимназий и прогимназий, были утверждены осенью 1864 года.

Народными училищами обозначили следующие виды школ: городские, сельские элементарные.

Эти учебные заведения содержались за счет казны или же частных средств. Срок обучения в них не был прописан в уставе, но фактически он составлял три года. Учиться в школах могли дети любых сословий, если не было возможности создать отдельных отделений для мальчиков и девочек, можно было обучаться совместно.

Учителями народных училищ могли стать следующие группы людей: светские, духовные.

Человек из светских кругов, желающий начать преподавательскую деятельность, должен был предоставить специальные документы подтверждающие наличие у него специальной подготовки. Священникам подобные документация не требовалась.

Руководил начальными школами УУС (уездный училищный совет), в состав которого входит представители следующих общин:

  • Учитель гимназии (представитель министерства просвещения)
  • Исправник (министерство внутренних дел)
  • Священник (духовное ведомство)
  • Уездное земство
  • Местное самоуправление

Руководителем давалось право увольнять и назначать учителей, открывать и закрывать школы.

Устав утвержденный в 1864 году для гимназий и прогимназий разделил их на несколько видов: полуклассическая (по программе изучения латыни), классическая (по программе изучения двух древних языков), реальная (отсутствовала программа обучения языкам)

Учебные планы классической и реальной гимназий отличались наличием упора на сложные предметы. В реальной гимназии преобладало углубленное изучение математики, естествознания, физики, черчению. Для того чтобы попасть в университет требовалось закончить классическую гимназию.

После утверждения устава в 1864 году, в Российской империи было создано:

  • 80 гимназий
  • 48 из них полуклассические
  • 16 из них классические
  • 16 из них реальные

Гимназии подконтрольные государство были мужскими, срок обучение в них равнялся семи годам. Прогимназии считались не полноценными, средними образовательными учреждениями, в которых срок обучения составлял четыре года, это приравнивалось к начальному обучению в гимназии, открывались такие школы в деревнях городского типа и небольших населенных пунктах.

Направления развития педагогики в конце XIX начале XX вв.

Основная идея преобладавшая в педагогике конца XIX века, подразумевала под собой изучение человека с научной точки зрения. Это позволило ученым-педагогам поставить во главе научных процессов, изучение личности ребенка, с учетом его потребностей, природных талантов, склонностей.

1880-1890 гг. стали периодом возросшего интереса со стороны общественности и педагогики к вопросам воспитания детей. Это было связано с тем, что развитие нового буржуазного строя привело к кризису в восприятии семьи как инструмента воспитания ребенка. В связи с этим, начало развиваться новое направление в педагогической науке - семейная педагогика.

Определение 1

Семейная педагогика – это наука описывающая воспитания ребенка со стороны семейных реалий. Она изучает процессы проходящие во время воспитания, с точки зрения условий в которых они протекают. На основе полученных анализов, выдвигается свод рекомендаций для родителей, которые помогут эффективному созданию платформы для формирования личности ребенка.

Упор в семейном воспитании делался на несколько аспектов, которые присутствовали в воспитании, это народные традиции, культуру языка и особенности православного духовенства, которые присутствовали в воспитании. Неотделимы были понятия общественного и семейного воспитания.

В конце XIX – начале XX века было обширное представление о том, что нужно и можно привнести в семейную педагогику. Общественность была заинтересована в этом вопросе, благодаря чему появились такие журналы как: «На помощь матерям» (1894-1902гг), «Семейное воспитание», «Педагогический листок», «Образование», «Женское образование».

Практически в каждом издании упоминалась семейная педагогика, которая рассматривала всевозможные аспекты семейного воспитания. В них освещались актуальные проблемы с которыми сталкивался каждый человек.

Замечание 2

В XIX веке был огромный и искренний интерес к развитию общества. Власть была заинтересована в структурировании образовательных процессов в мощный инструмент по взращиванию квалифицированного гражданина России. Под каждого человека, не зависимо от его сословия, были созданы условия для получения основных знаний, которые понадобятся ему в дальнейшем жизни.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :