XIX век послужил началом для многих фундаментальным изменений в педагогике и образовательной системе в целом. В первой половине XIX века государство рассматривало изменение многих сторон правления, также требовались новые духовные мерила, обдумывалась возможность создания среднего и высшего образования для граждан.
Эволюция образовательного кластера происходили во времена общественного кризиса. Сформированная государством система образования смогла сгладить острые углы всеобщей нестабильности у населения. Таким образом к 1800 году Российская образовательная система начала обретать осязаемые очертания и выглядела следующим образом:
Несмотря на эти показатели, стране требовалось большее количество образованных людей. Развитие умственного потенциала населения было не возможным без расширения начального общеобразовательного процесса просвещения граждан. Был поставлен вопрос об подготовке учителей с целью расширения назревавших в то время практических вопросов касающиеся просвещения.
Революция XVIII века вспыхнувшая во Франции, внесла свои коррективы в систему образования. Главным требованием было сделать образование бесплатным для всех слоев населения. Идея всеобщего народного просвещения была воспринята положительно. Буржуазия и дворянство многих стран, включая Россию, внедрили в свои системы образования, знания необходимые для жизни людей.
Главной целью правительства в XIX веке было усиление образовательной платформы для своего народа. Стране требовались светлые головы, новые имена и открытия. Это была не просто идея на словах, они воплощали её путем создания училищ и дополнительных подготовительных инструментов для учителей.
Вторая половина XIX века запомнилась перестройками в системе школьного образования. Общественные движения создали благотворные настроения для реформ в стране. Реформы произошли в сфере армии, земли, школ.
Подготовка к улучшениям в системе школьного образования длилась около 8 лет (1856-1864). Документ «Положений о народных училищах» и обновленные Уставы гимназий и прогимназий, были утверждены осенью 1864 года.
Народными училищами обозначили следующие виды школ: городские, сельские элементарные.
Эти учебные заведения содержались за счет казны или же частных средств. Срок обучения в них не был прописан в уставе, но фактически он составлял три года. Учиться в школах могли дети любых сословий, если не было возможности создать отдельных отделений для мальчиков и девочек, можно было обучаться совместно.
Учителями народных училищ могли стать следующие группы людей: светские, духовные.
Человек из светских кругов, желающий начать преподавательскую деятельность, должен был предоставить специальные документы подтверждающие наличие у него специальной подготовки. Священникам подобные документация не требовалась.
Руководил начальными школами УУС (уездный училищный совет), в состав которого входит представители следующих общин:
Руководителем давалось право увольнять и назначать учителей, открывать и закрывать школы.
Устав утвержденный в 1864 году для гимназий и прогимназий разделил их на несколько видов: полуклассическая (по программе изучения латыни), классическая (по программе изучения двух древних языков), реальная (отсутствовала программа обучения языкам)
Учебные планы классической и реальной гимназий отличались наличием упора на сложные предметы. В реальной гимназии преобладало углубленное изучение математики, естествознания, физики, черчению. Для того чтобы попасть в университет требовалось закончить классическую гимназию.
После утверждения устава в 1864 году, в Российской империи было создано:
Гимназии подконтрольные государство были мужскими, срок обучение в них равнялся семи годам. Прогимназии считались не полноценными, средними образовательными учреждениями, в которых срок обучения составлял четыре года, это приравнивалось к начальному обучению в гимназии, открывались такие школы в деревнях городского типа и небольших населенных пунктах.
Основная идея преобладавшая в педагогике конца XIX века, подразумевала под собой изучение человека с научной точки зрения. Это позволило ученым-педагогам поставить во главе научных процессов, изучение личности ребенка, с учетом его потребностей, природных талантов, склонностей.
1880-1890 гг. стали периодом возросшего интереса со стороны общественности и педагогики к вопросам воспитания детей. Это было связано с тем, что развитие нового буржуазного строя привело к кризису в восприятии семьи как инструмента воспитания ребенка. В связи с этим, начало развиваться новое направление в педагогической науке - семейная педагогика.
Семейная педагогика – это наука описывающая воспитания ребенка со стороны семейных реалий. Она изучает процессы проходящие во время воспитания, с точки зрения условий в которых они протекают. На основе полученных анализов, выдвигается свод рекомендаций для родителей, которые помогут эффективному созданию платформы для формирования личности ребенка.
Упор в семейном воспитании делался на несколько аспектов, которые присутствовали в воспитании, это народные традиции, культуру языка и особенности православного духовенства, которые присутствовали в воспитании. Неотделимы были понятия общественного и семейного воспитания.
В конце XIX – начале XX века было обширное представление о том, что нужно и можно привнести в семейную педагогику. Общественность была заинтересована в этом вопросе, благодаря чему появились такие журналы как: «На помощь матерям» (1894-1902гг), «Семейное воспитание», «Педагогический листок», «Образование», «Женское образование».
Практически в каждом издании упоминалась семейная педагогика, которая рассматривала всевозможные аспекты семейного воспитания. В них освещались актуальные проблемы с которыми сталкивался каждый человек.
В XIX веке был огромный и искренний интерес к развитию общества. Власть была заинтересована в структурировании образовательных процессов в мощный инструмент по взращиванию квалифицированного гражданина России. Под каждого человека, не зависимо от его сословия, были созданы условия для получения основных знаний, которые понадобятся ему в дальнейшем жизни.