Педагогика 19 века
Педагогика 19 века отличалась от современной педагогики. Во – первых, основные современные методики образования начали приобретать более конкретную форму лишь в последнее время, во – вторых, в 19 веке правители большинства стран не задумывались о массовом образовании людей, в связи с чем и педагогический процесс не имел столь явную актуальность, как на сегодняшний день, в – третьих современная педагогика отличается комплексным подходом к образованию и использованию новейших технологий, что ранее, в 19 веке не было возможным
Активным изучением педагогической науки в 19 веке занимался ученый Генрих Песталоцци, также он пытался развивать эту науку.
Определение 1
Педагогика - это наука о разнообразных способах и методах образования.
Основные положения ученого в области педагогики сводились к тому, что, прежде всего, необходимо развивать человеческое начало в детях, а точнее человечность, а также и другие способности ребенка. Все это в гармонии приведет к грамотному образованию и воспитанию целостной личности.
Так как человек – это дитя природы, главное уделять внимание всем природным особенностям ребенка, то есть физическим и умственным. Важно способствовать всестороннему развитию навыков и умений у подрастающего поколения.
Необходимо отметить, что Генрих Песталоцци стал прародителем дидактики начального обучения. Он говорил о том, что необходимо развивать детей и физически и умственно, труд помогает воспитывать новое поколение, все эти направления обучения в общей сложности дают гармоничное развитие детей.
Также Песталоцци впервые разработал методику обучения детей, в которой он отразил следующие основные направления совершенствования образования:
- Научить детей считать, это было важно на этапе развития образования в 19 веке;
- Научить детей правильно говорить и общаться. Культура речи позволяла детям находить общий язык между собой, со взрослыми и в обществе в целом;
- Расширять кругозор учащихся. Важно не только учить детей точным наукам, важно расширять кругозор, который зародит интерес к жизни, путешествиям, даст больше пространства для фантазии и мышления;
- Расширить список предметов для обучения. Так, детям стали преподавать геометрию, географию, появились творческие предметы (пение, танцы, рисование и т.д.).
Замечание 1
Надо заметить, что по методике Г. Песталоцци реализуется и современное образование детей.
Развитие педагогики 19 века
Развитие педагогики 19 века шло на базе основных принципов образования и воспитания, которые предлагали ученые и педагоги того времени.
Основные принципы педагогики 19 века:
- Принцип наглядности и обобщенности. Так, в 19 веке считалось, что сначала необходимо показать детям опыт или действие, которое приведет в дальнейшем к конкретному результату, и только после того, как опыт будет показан можно переходить к обсуждению увиденного и окончательным выводам. На сегодняшний день в образовании действуют другие принципы, наоборот, сначала педагог рассказывает в теории и опыт и его итоговый результат и только после этого демонстрирует наглядно, как это происходит;
- Принцип от частного к целому. Данный принцип обучения гласит, что изучать предмет необходимо маленькими кусочками, которые потом соберутся в одно общее целое. Нельзя выдать весь материал сразу, важно делить учебный материал на разделы, подразделы. Надо отметить, что данный принцип обучения сохранился до сих пор, однако, часто педагоги используют методику, в которой сначала озвучивается общая цель предмета, то есть кратко рассказывается суть материала и зачем его изучать, а потом обучение переходит к более мелким разделам;
- Принцип наглядности. В процессе обучения обязательно должны быть наглядные пособия, которые позволят ученикам лучше усваивать учебный материал, запоминать его и правильно интерпретировать. Наглядные пособия представляют собой различные картинки, плакаты, схемы и т.д. Все, что можно увидеть и что помогает в процессе получения знаний. Наглядными пособиями пользуются и современные педагоги, на сегодняшний день они могут представлять собой цифровую картинку или целый фильм;
- Принцип, в основе которого положена борьба с вербализмом. Этот принцип говорит о том, что в педагогике необходимо меньше говорить не по делу, а больше по сути предмета. Лишняя болтовня приводит к дисбалансу в процессе обучения, дети отвлекаются, теряют нить и суть предмета, начинается общая потеря внимания и сосредоточенности. Надо заметить, что современная педагогика не принимает этот принцип к действию;
- Принцип накопления знаний и развития мышления. Данный принцип говорит о том, что в процессе обучения дети должны получать не только знания в чистом виде, но и пытаться самостоятельно мыслить, развивать мышление, логику. То есть необходимо внедрять такие предметы и методику преподавания, которая бы помогала учить детей мыслить или домысливать. В современной педагогике этот принцип является одним из важнейших и широко применяется на практике.
Таким образом, данные принципы педагогики 19 века формировали основу педагогического процесса и воспитания того времени. Важно отметить, что большинство принципов имеют силу и активно применяются и в современном педагогическом процессе.
Немаловажным направлением в развитии педагогики 19 века была мысль о развитие самостоятельности в образовании и воспитании детей, основоположником этой мысли был Адольф Дистервег. Развивать обучение можно только на основании желания и частичной самостоятельности детей, считал ученый и педагог.
Так, самостоятельность дает множество преимуществ:
- Дети начинают думать более свободно и разносторонне. Одно дело, когда учитель рассказывает материал и при этом излагает свое видение, другое, когда ребенок остается один на один и начинает рассуждать по – своему, возможно, иначе. Это помогает двигать образование вперед, учит высказывать и формировать свое представление на определенные вопросы и суждения;
- Дети начинают быстрее взрослеть при самостоятельной работе, и воспитание становится более простым и эффективным. Когда ребенок пытается разобраться в чем-то сам, это приводит к его личностному росту (взрослению).
Педагогика 19 века послужила основой для современной педагогики.