Народная педагогика - отрасль педагогических знаний и многовекового опыта народа, который проявляется в доминирующих среди конкретного народа взглядах на систему воспитания и основывается на традициях, вере, ментальности народа, эмоционально-эстетических пристрастиях.
У каждого народа особая, присущая ему, платформа духовно-нравственных ценностей и своя национальная система воспитания. Достояние национальной культуры народа передавалось сквозь поколения через легенды, сказки, поговорки, обычаи, ритуалы, традиции и пр., которые по существу стали неписанными законами воспитания, своего рода моральным кодексом народа.
Народную педагогику (именуемая в дальнейшем НП) нельзя отнести к науке, она лишь представляет собой совокупность эмпирических наблюдений, проверенных практикой народного воспитания многими поколениями. В НП нет точных законов, научно закрепленных терминов. Язык народной мудрости отражает в себе звучание местного диалекта, типичных народных примет и выражений и становится понятным и близким для самых широких слоев общества. Многие грамматические выражения, уже вышедшие из употребления в живом языке и литературе, продолжают жить в народных афоризмах, при этом не воспринимаются как устаревшие, а, наоборот, изящно и виртуозно выполняют свою смысловую, идейно-эстетическую функцию.
Наука, изучающая закономерности развития НП и осуществляющая сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов, получила название «этнопедагогика».
Несмотря на различные подходы и толкования НП, учёные выделяют общие черты.
Источниками НП являются народный фольклор, произведения устного народного творчества, материалы этнографии и др.
Как и у других племен, у древних славян воспитание осуществлялось стихийно, интуитивно, рефлексивно отзываясь на необходимость накормить, уберечь, вырастить детей. Постепенно формировались простейшие представления педагогических средств.
В дохристианской Руси взгляды на воспитание и жизнь тесно соотносились с языческими природными соображениями и культовым отношением к предкам и роду. Восточные славяне поклонялись различным природным Богам и отождествляли себя с внуками Бога Солнца. Мир виделся населенным множеством опасных духов и существ. В методы воспитания самобытно вплетались наговоры, заклинания, магия. Главными средствами воспитания были ритуалы, традиции и обычаи, народное слово, посредством них передавались советы для жизни, нормы поведения, формировались нравственные привычки, закладывалось отношение к людям, природе, национальной культуре, труду и учению.
Наиболее характерными проблемами в развитии народной педагогики на современном этапе являются:
Проблемы эти многогранны, их решение является важнейшим условием успешного развития каждого этноса в отдельности и всего человечества в целом. Решаться они должны как на теоретическом, так и на практическом уровне представителями всех этносов. Однозначное решение вряд ли существует как в силу разнообразия этнических культур, а также по причине ее постоянного изменения, трансформации, развития.