Понятие «личность» играет главную роль в педагогическом учении. Личность – это комплекс социальных свойств, которые были приобретены индивидом в процессе общественного развития. Эти свойства проявляются индивидом в различных сферах жизнедеятельности. Понятие личности является социальной чертой человека и характеризует его как часть социума.
Личностью является не каждый человек. Каждый человек является индивидом т.е. обладает индивидуальным набором характеристик, отличающих его от других представителей человеческого рода. Человек не рождается личностью. Ею он становится только в процессе социализации. Личность должна выполнять деятельность, полезную для социума.
Развитию личности способствует воспитательная деятельность. В процессе воспитания происходит развитие качеств человека, заложенных природой. Человек является существом, обладающим двумя основными полюсами:
Личность представляет собой осознанного индивида, понимающего и видящего свою роль в мире и обществе, знающего свое место в мире, с выработанным отношение к окружающей действительности. Личность выполняет в общественных отношениях определенные роли. Они складываются на основе общественных взаимоотношений и выражаются в виде конкретного социального поведения. Выполняя определенные роли в социуме, у индивида формируются свойства характера, манеры поведения, убеждения, идеология, реакции на те или иные процессы, взгляды, творческие способности, характеризующие его как личность.
Научные педагогические учения рассматривают личность учащегося как научную категорию. От того, в каком ключе рассматривается личность, определения ее сущности и значения происходит построение педагогических систем.
Личность является понятием, которое применяется не по отношению к каждому человеку, а только к тем людям, которые участвуют в жизни социума. Формирование личности происходит с определенного этапа развития – процесса воспитания и социального взаимодействия.
В педагогической науке, понятие развитие личности играет первостепенное значение. Развитие личности представляет собой процесс количественных и качественных преобразований под воздействием внешних и внутренних факторов. В процессе развития происходит формирование основных свойств личности, совершенствованию имеющих качеств и развитию новых.
Процесс развития личности проходит поэтапно. Это зависит от возрастных особенностей, природных задатков, влияния внешней среды.
Развитие личности происходит по трем основным направлениям:
Развитие происходит в течение всей жизни. Каждый этап развития личности оставляет свой след на образе жизни и модели общественного поведения. Во время личностного развития происходит изменение ее потребностей и интересов, целей, взглядов, меняется отношение к окружающей действительности.
Процесс развития личности затрагивает формирование самосознания, самодостаточности, самоуважения, самостоятельности. При этом личность может развиваться двумя путями:
Развитие личности проходит по-разному. Одни могут развиваться и расширять свои навыки быстрыми темпами, совершенствоваться и прогрессировать. Другие, напротив развиваются очень медленно, а иногда и вообще не развиваются. Это зависит от психологических особенностей личности, социального положения, влияния внешних факторов, социально-экономического развития.
Развитие личности начинается с раннего возраста. Для этих целей применяется целый комплекс мероприятий, составляющих воспитательный процесс. Воспитание играет значимую роль в развитии личности. Оно благотворно влияет на формирование основных свойств личности и способствует раскрытию талантов и природных задатков, помогает развивать внутренние стремления и саморазвиваться.
Главным фактором формирования личности является педагогический процесс. Учебно-воспитательный процесс ориентирован на личностное развитие. Он проходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников и направлен на раскрытие внутреннего потенциала личности, ее совершенствование и прогрессирование.
Личность развивается в самых разнообразных направлениях. Воспитание нацелено на создание условий, способствующих формированию всесторонне развитой личности. В процессе воспитательной деятельности, применяются методы и средства, направленные на развитие трудовых навыков, формирования нравственных свойств, интеллектуальное, эстетическое, правовое и культурное развитие.
Современная педагогика представляет собой науку, носящую гуманистический характер. Ориентация науки на развитие личности требует замечать влияние образовательного процесса не только на учащихся, но и на педагогов, поскольку в процессе образования происходит развитие и его личности. Воспитание нацелено на развитие отношений между субъектами учебно-воспитательного процесса и их развитием в процессе этого взаимодействия.