Коррекционная педагогика – это область педагогики, изучающая в теоретическом и практическом аспекте причины и способы преодоления недостатков психического, физического или умственного развития детей
Коррекционная педагогика, имеющая длительную историю, развивается благодаря целому комплексу источников, среди которых:
Ретроспективный обзор коррекционной педагогики в ее развитии свидетельствует о неоднородном отношении к людям с недостатками. В государствах Древней Спарты античной эпохи любые физические или психические отклонения в развитии считались недопустимой аномалией, и от детей с такими недостатками избавлялись.
В период средневековья люди, страдающие психическими отклонениями, преследовались церковью, которая объявляла их «нечистой силой», «детьми дьявола».
Начиная с эпохи Возрождения в обществе закладываются гуманистические тенденции и переосмысливается отношение к людям с физическими, умственными и психическими нарушениями. Одновременно предпринимаются попытки реализации научного подхода к заболеваниям человеческой психики.
Впервые мысль о том, что необходима особая форма работы со слабоумными детьми, озвучил педагог И.Г.Песталоцци, но в то время эта идея не получила широкой поддержки.
Фундаментальные открытия в области естественных наук в середине 19 века оказали большое влияние на педагогику и психологию, в том числе педагогику обучения и воспитания аномальных детей, и к началу 20 века сформировались различные подходы в построении коррекционной работы с детьми, имеющих недостатки в развитии.
Большую известность получила специальная школа, созданная итальянским педагогом М. Монтессори, где стали применять особую систему сенсомоторного воспитания детей, страдающих слабоумием, как основу лечебной педагогики. Её методика помогла большинству детей через определенное время догнать в развитии нормальных детей и даже по некоторым параметрам опережать их. Модель обучения М. Монтессори сохраняет популярность и признание по сей день.
В Российской научной педагогической сфере подход к вопросу обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии с конца 20-х годов начинает носить комплексный медико-психолого-педагогический характер. Среди теоретических разработок приоритетными вопросами становятся проблемы преодоления аномального детства, компенсаторные возможности человеческого организма, методы и приемы обучения детей с отклонениями, теории психического развития ребенка и др.
Специальные школы встраиваются в общую систему народного образования страны и организационно оформляются типы специальных учебных учреждений:
Таким образом, уже с 30-х годов были не только определены значительные проблемы коррекционной педагогики, но и многие вступили в стадию разрешения.
В 90-х годах специальная образовательная система имела развитую сеть разнообразных специальных учебных заведений: дошкольных, школьных, и специальных пост-школьных.
Для каждого типа школ появились специальные разработки, связанные с формой построения учебно-воспитательного процесса, методов, принципов и средств обучения. Для каждой учебной дисциплины внедрены специальные учебники и пособия. Все специальные школы, кроме школ для умственно отсталых детей, дают образование в соответствии с определенным уровнем общего образования, и выпускники получают возможность для продолжения образования в средних специальных учебных заведениях и ВУЗах.