Развитие зарубежной педагогики


Развитие зарубежной педагогики

Первобытное воспитание и педагогика древнего мира

Педагогика как наука берет свое начало далеко в прошлом. Еще в первобытном обществе формировались взгляды и суждения о воспитании подрастающего поколения. Однако, изучить подробно воспитание того времени почти не удалось, т.к. отсутствуют документальные подтверждения, научные факты и доказательства.

Судить о явлении воспитания этого периода времени можно лишь исходя из изучения памятников материальной и духовной культуры, языка (пословицы и поговорки, мифы и легенды), фольклора (народные игры, традиции, обряды). Сюда же можно отнести находки археологов (игрушки, наскальная живопись).

Интересные факты о развитии воспитания педагогика находит в изложениях открытий ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описывавших в своих трудах жизнь и быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, находившихся в те времена на стадии развития первобытного строя.

Мировая наука педагогика рассматривает несколько концепций происхождения воспитания. Традиционными считаются две:

  • Эволюционно – биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эс-пинас) теория уподобляет весь воспитательный процесс первобытного общества инстинктивной заботе о своем потомстве, которая присуща всем животным высшего порядка.
  • Психологическая (П. Монро) объясняет происхождение воспитания появлением и проявлением у ребенка неосознанных инстинктов подражания родителям, взрослым с идентификацией половой принадлежности.
Замечание 1

Объединяя эти концепции, можно увидеть, что воспитание в первобытном обществе проявлялось как процесс необходимого приспособления детей к существующим тогда жизни и порядку. Воспитательная же деятельность, как целенаправленная, заключалась в передаче подрастающему поколению опыта по изготовлению и использованию орудий труда.

Далее развитие педагогики рассматривается в трудах ученых.

Философ Демокрит (Древняя Греция, 460 – 370 гг. до н. э.) в своих трудах писал и о воспитании. И сейчас актуальны и используются в науке некоторые выражения этого ученого.

Мыслители Древней Греции - Сократ (469 – 399 гг. до н. э.), Платон (427 – 347 гг. до н. э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). В их трудах уже тогда разрабатывались идеи и факты воспитания человека и развитие его личности. Из Древней Греции идут многие понятия и определения, связанные с обучением и воспитанием (школа, гимназия). Педагогика уже тогда определялась как наука о воспитании. В те же времена великие мыслители сформировали идею о всестороннем и гармоничном развитии личности, так явно закрепившуюся в современном образовании.

Философы Тертуллиан (160—222 гг., уроженец Карфагена) и Августин (354 – 430 гг.) - направляли воспитание в церковное русло.

Итальянец Витторино да Фельтре (1378 – 1446), испанец Хуан Вивес (1442 – 1540), голландец Эразм Роттердамский (1446 – 1536), французы Франсуа Рабле (1494 – 1553) и Мишель Монтень (1533 – 1592) развивали идею о гуманистическом образовании и воспитании.

Окончательно отделилась педагогика от философии в отдельную отрасль в начале XVII века. Начальным рубежом этого отделения считается труд «Великая дидактика» чешского ученого – педагога Яна Амоса Коменского (1592 –1670), в котором автор рассмотрел возможности организации учебного процесса и разработал существующую до сегодняшнего времени классно-урочную систему образования.

Зарубежная педагогика в XVIII-XIX вв. (Новое время)

В Западной Европе в это время основными видами учебных заведений были гимназии, частные и церковные школы. Педагогика получила подкрепление в виде появившихся научных и экспериментальных данных. Основными деятелями, давшими основу развитию педагогики того времени стали:

  • французский философ и писатель Ж.Ж.Руссо (1712-1778), который явился основоположником свободного воспитания, он же высказывал идеи гуманистического воспитания. Так же им были определены возрастная периодизация и задачи воспитательной деятельности в системе обучения и воспитания. Задачами в его трудах являлись физическое развитие, систематическое обучение, формирование представлений и нравственного облика личности.
  • И.Г.Песталоцци- педагог, который реализовал на практике теоретическую идею народной школы. Он же выявил сущность элементарного образования, которой стала система умственного, нравственного, физического и трудового воспитания.
  • И.Ф.Гербарт, выявивший основные компоненты, составляющие педагогический процесс: управление, воспитывающее обучение, нравственное воспитание.
  • Р. Оуэн, разработавший систему образования детей и взрослых и реализовавший идеи дошкольного воспитания, целью которого служило воспитание рационального характера, необходимого для жизни в коммуне. Учреждениями воспитания и обучения стали ясли, детский сад, начальная школа, вечерняя школа, образование для взрослых. В содержании образования появились такие формулировки как соединение обучения с производительным трудом, ликвидация неграмотности, чтение лекций о вреде религий, на политические темы. Основной педагогической ошибкой Оуэна современные педагоги считают переоценивание влияние среды на воспитание личности.
  • К.Маркс, Ф.Энгельс, высказывавшие идеи о воспитании с целью формирования всесторонне развитой личности.
  • А. Дистервег, который формулировал в своих трудах идею развивающего обучения. Он выделил целью воспитания - развитие самодеятельности, которая поможет человеку в будущем распоряжаться своей судьбой самостоятельно. В его учении появились задачи воспитания, заключающиеся в развитии умственных способностей, духовном развитии личности и формировании характера человека. Были определены принципы воспитательного процесса. Этим же ученым были выдвинуты требования к учителю, которым уделялось большое внимание.
Замечание 2

Одним словом в зарубежной педагогике Нового времени развивались идеи гуманистического обучения и воспитания, процветали школьные системы образования, что и привело к становлению педагогики, как науки.

Зарубежная педагогика в Новейшее время (1918 г. – наст. время)

В Новейшее время на развитие педагогики оказали влияние следующие факторы:

  • накопилось достаточное количество педагогического опыта, которое необходимо было обобщить и систематизировать;
  • существующее школьное образование перестало соответствовать современному времени развития человечества, что требовало новых исследований развития науки;
  • развитие науки и техники требовало подготовку специалистов, как в гуманитарных, так и в естественно научной отраслях;
  • с развитием других наук появилось больше данных и научно обоснованных фактов в познании человека и его сущности, что так же толкало развитие педагогики вперед.
Замечание 3

В это время выделились новые направления в зарубежной педагогике: социальная педагогика, религиозная педагогика, философия воспитания, реформаторская педагогика.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :