Педагогика как наука берет свое начало далеко в прошлом. Еще в первобытном обществе формировались взгляды и суждения о воспитании подрастающего поколения. Однако, изучить подробно воспитание того времени почти не удалось, т.к. отсутствуют документальные подтверждения, научные факты и доказательства.
Судить о явлении воспитания этого периода времени можно лишь исходя из изучения памятников материальной и духовной культуры, языка (пословицы и поговорки, мифы и легенды), фольклора (народные игры, традиции, обряды). Сюда же можно отнести находки археологов (игрушки, наскальная живопись).
Интересные факты о развитии воспитания педагогика находит в изложениях открытий ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описывавших в своих трудах жизнь и быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, находившихся в те времена на стадии развития первобытного строя.
Мировая наука педагогика рассматривает несколько концепций происхождения воспитания. Традиционными считаются две:
Объединяя эти концепции, можно увидеть, что воспитание в первобытном обществе проявлялось как процесс необходимого приспособления детей к существующим тогда жизни и порядку. Воспитательная же деятельность, как целенаправленная, заключалась в передаче подрастающему поколению опыта по изготовлению и использованию орудий труда.
Далее развитие педагогики рассматривается в трудах ученых.
Философ Демокрит (Древняя Греция, 460 – 370 гг. до н. э.) в своих трудах писал и о воспитании. И сейчас актуальны и используются в науке некоторые выражения этого ученого.
Мыслители Древней Греции - Сократ (469 – 399 гг. до н. э.), Платон (427 – 347 гг. до н. э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). В их трудах уже тогда разрабатывались идеи и факты воспитания человека и развитие его личности. Из Древней Греции идут многие понятия и определения, связанные с обучением и воспитанием (школа, гимназия). Педагогика уже тогда определялась как наука о воспитании. В те же времена великие мыслители сформировали идею о всестороннем и гармоничном развитии личности, так явно закрепившуюся в современном образовании.
Философы Тертуллиан (160—222 гг., уроженец Карфагена) и Августин (354 – 430 гг.) - направляли воспитание в церковное русло.
Итальянец Витторино да Фельтре (1378 – 1446), испанец Хуан Вивес (1442 – 1540), голландец Эразм Роттердамский (1446 – 1536), французы Франсуа Рабле (1494 – 1553) и Мишель Монтень (1533 – 1592) развивали идею о гуманистическом образовании и воспитании.
Окончательно отделилась педагогика от философии в отдельную отрасль в начале XVII века. Начальным рубежом этого отделения считается труд «Великая дидактика» чешского ученого – педагога Яна Амоса Коменского (1592 –1670), в котором автор рассмотрел возможности организации учебного процесса и разработал существующую до сегодняшнего времени классно-урочную систему образования.
В Западной Европе в это время основными видами учебных заведений были гимназии, частные и церковные школы. Педагогика получила подкрепление в виде появившихся научных и экспериментальных данных. Основными деятелями, давшими основу развитию педагогики того времени стали:
Одним словом в зарубежной педагогике Нового времени развивались идеи гуманистического обучения и воспитания, процветали школьные системы образования, что и привело к становлению педагогики, как науки.
В Новейшее время на развитие педагогики оказали влияние следующие факторы:
В это время выделились новые направления в зарубежной педагогике: социальная педагогика, религиозная педагогика, философия воспитания, реформаторская педагогика.