Идеи создания дошкольных образовательных институтов уходят корнями в глубокую древность.
Постепенное развитие общества и культуры привело к потребности в открытии первых учебных заведений, где обучались бы дети с раннего возраста. Они открывались при монастырях и храмах и носили чисто религиозный характер.
Развитие письменности также внесло свой вклад в развитие педагогики. Владимир Мономах написал первые наставления для своих детей, которые носят общепедагогический характер.
Формирование и развитие научного направления педагоги связано с трудами чешского философа, гуманиста и педагога Яна Амоса Коменского. Основополагающей идеей его трудов является пансофизм – это направление педагогического обучения, связанное с о сбором знаний и навыков всех времен и народов и их передачи посредством учебных организаций на родном языке. Его научные работы были пронизаны идеей о том, что обучение любого ребенка может стать успешным, если оно будет проходить при правильно организованном и построенном учебном процессе.
Во времена Киевской Руси, дошкольное образование носило народный характер и осуществлялось посредством фольклора. Главными средствами педагогического воздействия были пословицы, поговорки, частушки, сказки и другие направления устного народного творчества.
Следующий этап становления дошкольной педагогики связан с выходом книги о ведении семейного быта и воспитании детей – «Домострой». В книги содержались положения о необходимости послушания и подчинения старшим, любви к ближнему, необходимость вежливого поведения, уважения к труду, обучение некоторым ремеслам.
С 17 века начинается новый этап развития дошкольной педагогики. В этот период, государство впервые предприняло попытку создания системы народного образования. Появляется множество воспитательных и образовательных институтов, издаются педагогические труды. Педагогическое внимание было обращено на следование бытовым нормам, житейским правилам, которые не имели научного обоснования. Воспитание базировалось на обычаях, традициях, культурных ценностях.
Во времена правления Петра Великого, было проведено множество преобразований в сфере образования:
Эпоха просвещения связана с трудами многих ученых-педагогов. Например, Н.И. Новиков, И.И. Бецкий. Основное внимание в их работах уделялось необходимости обучению детей согласно их возрастным особенностям и развитию эмоциональной и чувственной серы личности.
Начало 19 века связано с созданием первых детских приютов, где осуществлялось воспитание детей. Велись обсуждения необходимости формирования науки о воспитании, особенно на раннем этапе развития. В это время начинает развиваться дошкольная педагогика и постепенно оформляется система образования.
Первые дошкольные организации не были включены в систему образования и имели непростое построение. Дошкольные институты были двух типов:
Следующий этап развития педагогики дошкольного обучения связан с революционным переворотом и становлением советской власти. Педагогические исследования этого периода базировались на учениях К. Маркса. Главным фактором развития ребенка считался признак общественности, коллективности. Только во взаимосвязи с обществом, ребенок может продуктивно развиваться. Коллективный фактор был решающим при рассмотрении всех задач дошкольной педагогики. Дошкольный этап был утвержден возрастным периодом от 3 до 7 лет. Открывались и развивались сети дошкольных учебных заведений.
В 80-х годах 20 века была разработана Концепция дошкольного воспитания, ориентированная на гуманизацию воспитания и образования, развитие личности посредством учебно-воспитательной работы, обучение детей в соответствии с их потребностями и способностями, а также возрастными особенностями и приоритет общечеловеческих ценностей в дошкольном образовании.
Проведение образовательных реформ произошло в 1992 году. Был принят «Закон об образовании», вносящий изменения в систему дошкольного воспитания и образования. Стали появляться разнообразные виды и типы дошкольных учреждений образования, расширился круг образовательных заведений. Стали открываться не только детские сады, но и другие дошкольные воспитательные и образовательные учреждения.
На современном этапе развития дошкольной педагогики происходит внедрение инновационных технологий. Распространение получили новые типы и формы организации дошкольного образования, внедряются новые педагогические разработки и образовательные программы, применяются современные технические средства в образовательной сфере.
Также, следует отметить, что на современном этапе развития дошкольной педагогики, наблюдается рост уровня педагогической и психологической грамотности родителей. Родители стали принимать активное участие в воспитании дошкольников, применяя творческий подход и используя оригинальные идеи.
Рисунок 1. Становление дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика представляет собой особое направление общественного развития, отражающее общественную идеологию. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании, обучении и развитии детей раннего возраста – от рождения до школьного этапа развития.
Дошкольная педагогика является научным направлением, изучающим закономерности прохождения воспитательного и образовательного процесса детей от рождения до семилетнего возраста.
Это научное направление имеет взаимосвязь и взаимодействует с другими науками о человеке: философия, анатомия, психология.
Дошкольная педагогика как наука представляет собой системный процесс, имеющий цели, задачи, методы и формы организации, отдельные, тесно взаимодействующие элементы. К основным задачам дошкольной педагогики относятся: