Возрастная педагогика
Педагогическая наука сформирована таким образом, что для каждого возраста человека в ней есть свои методы и формы обучения, для дошкольного возраста – это обучение с помощью игр, сказок, для школьного обучения – это чаще всего учебная литература, для подростков – это все средства обучения плюс личное взаимопонимание с педагогами и т.п.
То есть каждый возраст обучающихся требует своего особого педагогического подхода.
Определение 1
Возрастная педагогика – это область педагогической науки, где изучаются психологические закономерности в области обучения, а также воспитания детей разного возраста.
В каждом определенном возрасте есть свои особенности и закономерности в поведении обучающихся, именно поэтому педагогическая наука изучает эти закономерности и пытается создать методику обучения совместно с воспитанием детей таким образом, чтобы получить максимально эффективные результаты педагогической деятельности.
Необходимо заметить, что педагог должен быть не только учителем, но и другом, соратником для подрастающего поколения, так процесс воспитания личности будет идти куда проще, а, главное правильнее.
Замечание 1
Предметом возрастной педагогики являются процессы психологического характера, которые происходят в каждом ребенке по мере его взросления.
Объектом возрастной педагоги являются дети разных возрастных групп:
- Дети (до 12 лет). Обучение детей начинается в дошкольных учреждениях и продолжается в школах. Педагогическая наука подразумевает самые разнообразные подходы в образовании детей. В этом возрасте необходимо сформировать общее представление о мире, о человеке, как о личности, о сущности ребенка и его роли в обществе, дать начальные знания в области самых разнообразных предметов и т.д. Психика ребенка в данном возрасте только формируется, задача педагогики правильно ее сформировать и воспитать главные в ребенке человеческие качества: любовь к миру, к ближнему, самому себе, научить ребенка общаться, контактировать с другими детьми, находить общий язык со всеми и т.д.;
- Подростки (от 12 до 16 лет). Самая сложная категория детей для педагогической науки. Возрастная педагогика подразумевает особые психологические и педагогические подходы в воспитании и образовании данной группы детей. Сложность образования подростков заключается в том, что в данном возрасте дети не могут найти себя и свое место в обществе, они пытаются попробовать все и выбрать то направление жизни, которое им подходит наилучшим образом. Именно в этот период времени дети начинают совершать разные поступки, не всегда хорошие, часто попадают в конфликтные ситуации, у них происходит отторжение реального мира и наступает психологический дисбаланс. Педагоги должны уделять подросткам максимум своего внимания, именно в этот период времени лучше всего становиться не только педагогом, а другом, который поможет направить мысли и чувства подростка в нужное русло;
- Юноши (от 16 лет до 18-20 лет). Данная категория детей уже, более-менее, определилась со своим местом в жизни, нашла свое применение и зачастую знает и понимает, чего хочет. Возрастная педагогика по данному объекту исследования сосредоточена на том, чтобы помогать развиваться человеку, как личности. Например, ребенок заинтересован в освоении определенной профессии, следовательно, педагог должен дать ребенку максимум знаний и умений в этой области. Также педагогический процесс позволяет координировать детей в заданном направлении. Например, можно формировать группу активистов, которые хотят углубленно изучать физику, оставлять их после занятий, готовить к поступлению в высшие учебные заведения, беседовать с детьми, стать им наставником и т.д. С точки зрения возрастной педагоги данная группа детей психологически не опасна, то есть с точки зрения воспитания и психологи они сформировались как личности, однако, необходимо помочь им достичь целей и задач которые они ставят перед собой в данный период времени.
Развитие возрастной педагогики
Развитие возрастной педагогики, как правило, происходит в двух направлениях:
- Биологическое развитие учащихся. Основной задачей педагогов и педагогической науки соответственно, является биологическое развитие детей. Прежде всего, в любом возрасте, дети должны быть физически развитыми и здоровыми. Это необходимо для того чтобы подрастающее поколение в будущем было сильное и репродуктивное. Для этого в педагогической науке предусмотрены целые разделы, рассказывающие о том, как правильно развивать биологически детей. В учебных заведениях помимо предмета физическая культура все предусмотрено для того чтобы ребенок был здоров и физически активен. Например, время занятий ограничено, также время отдыха имеет определенную длительность, количество занятий в день четко регламентировано, расстановка пар, посадка ребенка за партой, расстояние до доски, периодический медицинский осмотр, питание и т.д. Все это имеет свои нормативы и должно соблюдаться в строгом порядке учебными заведениями;
- Социальное развитие учащихся. Помимо биологического развития возрастная педагогика подразумевает и социальное развитие детей с учетом их возрастных особенностей. Социальное развитие – это не только воспитательный процесс, но и приобщение детей к общественной (социальной) жизни. Так, маленьких детей учат общаться со взрослыми путем различных мероприятий: утренники, сценки на публике, организованное массовое представление и т.д. Детей постарше привлекают к общественной работе и труду: помогать старшим, убираться в классах после занятий, вести волонтерскую жизнь, выступать на публике (концерты, игры), обучать младших и т.д. Детей в подростковом возрасте и юношестве: выступать на конференциях, участвовать в деловых мероприятиях образовательного учреждения, ездить на семинары и т.д.
Таким образом, развитие возрастной педагогики является неотъемлемым элементов в области образовательного и социального процессов. Детей разного возраста необходимо приобщать к социальной жизни, чтобы максимально адаптировать их в обществе.