Развивающее обучение - целостная педагогическая система, которая создает альтернативу традиционной системе школьного обучения и ориентирует учебный процесс, на возможности и реакцию человека.
Цель этого вида обучения состоит в подготовке учащихся к самостоятельному освоению знаний и поиску истины, независимости в каждодневной жизни.
Термин «развивающее обучение» был введен в теорию и практику В. В. Давыдовым. Под этим термином понимается новый, активный, деятельный способ обучения, который идет на смену иллюстративному способу, он основан на формировании мышления, а не использовании памяти.
Система развивающего обучения школьников была разработана в 60-80 гг. под общим руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
Основы теории развивающего обучения берут свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и др.
В настоящее время внимание учителей привлекает тема развивающего обучения, сулящая возможность изменения принципов образования в школе.
Движущей силой психического развития ребенка является обучение, которое формирует у ребенка новые качества мышления, развивает память, сосредотачивает внимание и другие способности.
Развивая обучение, ребенок глубоко и прочно усваивает знания, опираясь на «зону ближайшего развития», так он ярче раскрывает возможность и личный потенциал. При помощи и поддержке взрослого ребенок может справиться с задачами, которые еще не под силу выполнить самостоятельно. То, что ребенок выполняет с поддержкой взрослого на сегодняшний момент, завтра уже может стать его личным внутренним достоянием, умением использовать приобретенные знания. Поэтому обучение стимулирует и развивает ребенка.
Направляющую роль в развитии обучения выполняют поучительные принципы, такие как: умение решать учебные проблемы, обучаться на высоком уровне трудности и быстрыми темпами, познания им процесса учения, подготовка учащихся к самостоятельности и взрослой жизни.
Главной целью современной школя является обеспечение и усвоение учащимися определенного круга умений, навыков и знаний, которые в дальнейшем будут необходимы в профессиональной, общественной, политической и семейной сфере жизни.
Устройство развивающего обучения представляет собой звенья предметных задач, вызывающих у школьников потребность овладевать индивидуальными знаниями и навыками, для решения иных способов действия.
Актуализация информации учеником на раннем усвоении знаний и разных способов действия выступает на первом плане в изучении различных гипотез, в разработке своего плана решения задачи, в поиске идей и способов проверки решения посредством применения увиденных связей и зависимостей между известным и неизвестным.
В процессе изучения знаний и способов выполнения действий ученики получают новые факты в конкретном результате. Процесс обучения способствует в развитию личных и интеллектуальных ступеней.
Экспериментальные работы педагогов нацелены на:
Задачей педагога становится организация учебной деятельности, ведущей к развитию активной жизненной позиции ученика, в направлении к независимости в познавании обучения.
Осуществление развивающего обучения состоит в вовлечении ученика в разные виды деятельности, используемые в преподавании поучительных игр, обсуждений, методы, направленные на обобщение творческого мышления, воображения, памяти и речи.
Центральным технологическим звеном в развивающем обучении ребенка является его самостоятельная деятельность в усвоении знаний, основанная на способности ребенка обучаться сознательно и целенаправленно.
Сутью развивающего обучения служит то, чтобы ученик мог усвоить не только конкретные знания и навыки, но и овладеть системой действий, научиться строить и вести самостоятельно свою учебную деятельность.
Выдающийся психолог Лев Семенович Выготский на базе ряда своих исследований выдвинул идею, что формирование всякой психической функции, в том числе и интеллекта ребенка, проходит через зону ближайшего развития, когда ребенок умеет что-то делать при помощи взрослых и лишь потом переходит на уровень актуального развития, когда он может выполнять задания без помощи.
Л. С. Выготский отмечал, что ребенок в школе учится не тому, что он мог сделать один, а тому, что он может делать под руководством учителя самостоятельно и основной формой обучения является подражание во всех смыслах. Из этого следует, что развитие ребенка определяется в обучении его тому, что он может сделать сегодня в этой зоне, то есть в сотрудничестве со взрослым, то завтра он сможет это сделать самостоятельно и перейдет на новый уровень развития.
Мысли Л. С. Выготского были разработаны в границах психологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гольперин, А. В. Запорожец) которые не только подтвердили реалистичность и плодотворность его идей, но и в итоге привели в полном объеме пересмотру традиционных представлений о формировании его соотношений с обучением. Включение данных процессов в контекст деятельности фактически означало отказ от сведения формирования ребенка к формированию познавательных функций и выдвижения на первый план его становления как субъекта многообразных видов и форм человеческой деятельности.