Урок в развивающем обучении


Урок в развивающем обучении

Урок в системе образования

В традиционной школьной системе имеется много разработок в области планирования, проведения и оценки урока, поскольку урок является частью учебного процесса. В системе развивающего обучения ситуация другая. И проблема заключается не в том, что эта система стала альтернативой традиционной в последнее время, а в том, что в ней разработка учебного урока перестает быть единицей планирования и анализа обучения.

Обучение учеников по любому предмету, построенное на принципах теории образовательной деятельности, будь то математика, русский язык, изобразительное искусство или окружающий мир, включает в себя решение системы образовательных задач.

Это означает, что решение первой образовательной проблемы приводит к формулировке следующей, ее решения и т. д. В этом случае задача обучения не является задачей, решаемой детьми в классе.

Определение 1

Образовательная задача - понятие, введенное в психологию обучения авторами теории образовательной деятельности, которое означает только такую проблему, при решении которой дети, обнаруживают наиболее распространенный метод действия для целого класса проблем.

Понятно, что формулировка и решение таких образовательных задач - это не один урок. Это период, включающий формулировку и решение образовательной проблемы.

В то же время повседневная реальность вступает в противоречие с кажущимися очевидными последствиями теории образовательной деятельности. Учитель должен каждый день ходить в класс и работать с детьми в промежутке от звонка до звонка. Поэтому учителю все же приходится планировать 45-минутный интервал его занятий (в некоторых школах 30 или 40 минут).

Структура урока

Постановка или вводная часть - урок или часть урока, во время которого дети получают учебную задачу, обнаруживают несовершенство (ограниченное применение) старого, освоенного способа действия и начинают поиск нового способа действия, соответствующего задаче.

Эта фаза упражнений всегда должна быть более или менее драматичной: другими словами, открытие должно быть вызревшим. Поэтому главная задача учителя на этом занятии - сделать для детей очевидным несовершенство метода действия, который они освоили.

Важно, чтобы эти задачи не вызывают серьезных проблем у детей и создавали позитивное эмоциональное состояние удовлетворения и душевного спокойствия, уверенности в себе. Желательно, чтобы большинство учеников смогли продемонстрировать знания уже известных методов действий.

Следующий момент урока (его второй этап) - дети должны оценить свое мастерство по старым способам решения, прежде чем перейти к новым. Организация формы этого урока - задача учителя.

Лучше, если дети оценивают себя в письменной форме, поскольку это позволяет:

  • учителю позже более внимательно озхнакомиться с самооценкой каждого ребенка;
  • ребенку впоследствии оценить свой прошлый взгляд на вещи.

Следующий шаг учителя (третий этап урока), требует особого внимания: поставить перед детьми конкретную, практическую задачу, которая может быть решена старым способом. Как правило, такие задачи специально выбираются авторами курсов и хорошо описаны в руководствах.

Замечание 1

Учитель, имеющий большой опыт работы в системе развивающего образования, может подбирать задачи на свое усмотрение. Если такого опыта нет, учитель на этом этапе должен следовать рекомендациям пособия.

Само задание задается учителем точно, как в тексте пособия. Но вот взаимодействие с детьми в случае неудачи его решения, учитель обязательно должен продумать сам. В то же время необходимо учитывать особенности класса: в одном классе неудача будет пугать детей, и они будут реагировать достаточно вяло на предложение учителя самим понять, в чем причина трудностей, и для решения им потребуются пошаговые подсказки; в другом классе, учащиеся будут активно искать новые пути и предлагать решения; в-третьих, окажется, что один или два человека сразу все поняли, а другим далеко до понимания.

Важно учитывать и записывать возможные ходы, позволяя ребенку строить поисковые шаги, чтобы выйти из тупика. Учитель должен быть очень осторожен, лишнее слово, нетерпеливый наводящий вопрос или «маленький» намек могут сразу открыть все решение для детей.

Также необходимо попытаться предсказать возможные предложения детей (иногда они описаны в руководствах), но это не всегда возможно. Часто предложения детей совершенно оригинальны, и учитель должен «на ходу» выяснить, как выйти из этой ситуации. Обратите внимание на то, что происходит на этом этапе урока при изучении этих тем во 2-м и 3-м классах.

Результаты урока

Результатом урока является определение границ использования старых методов действия и постановка новой проблемы, если вы можете немедленно организовать эту задачу символическими средствами (это необходимо для того, чтобы ученики могли дольше выполнять задачу на этапе поиска путей ее решения.)

Итак, мы обозначим в обобщенной форме основные принципы формулировки образовательной проблемы:

  1. Введенная концепция должна быть общей, чтобы последующие этапы работы с этой концепцией действовали для детей как конкретизация, разъяснение первоначальной концепции.
  2. Прежде чем вводить новые знания, необходимо создать ситуацию необходимости их получения.
  3. Не давать знания в готовом виде. Даже если нет способа привлечь детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию независимого поиска, предварительных догадок и гипотез.
  4. Если учителю удалось правильно подобрать учебную задачу, ученики смогут получить ответ на нее и сами поставить следующую.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :