Психологическая теория взаимосвязи обучения и развития, разработанная Л. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем, выдвигает положение об особом этапе «воспроизводящей деятельности», возникающий и формирующийся у ребенка в процессе его развития, на основе которого он улавливает или воспроизводит общие способности человеческого рода.
Экспериментальное формирование такой целостной системы обучения было начато Д. Б. Элькониным в начале 60-х годов и продолжается до сих пор.
Д. Б. Эльконин показал, что формирование теоретического мышления, овладение учащимися качественно новыми методами ориентации в мире, формирование способностей, развитие личности происходит только посредством полноценной учебной деятельности. Только благодаря ей субъект ориентирован на изменение и преобразование самого себя, что составляет своеобразие потребностно-мотивационной основы настоящего обучения.
Рисунок 1. Д. Б. Эльконин
Эти положения ответили на многие важные вопросы о формировании способов теоретического анализа, о рефлексии, формах действий и, одновременно, поставили новые вопросы для дальнейшего исследования путей оптимизации учебно-воспитательного процесса. Кроме того, возникли новые вопросы к методическому аппарату, а именно – к формирующему эксперименту как методу активного «воспроизведения» особенностей учебной деятельности.
Работы, выполненные под руководством Д. Б. Эльконина, показали, что любая другая система начального обучения, оставаясь на уровне формирования эмпирического сознания, хотя и имеет некоторый развивающий эффект, не обеспечивает овладение способностями, присущими теоретическому сознанию.
Дело в том, что многие школьные задачи, которые соответствуют научным критериям культурного уровня общества, требуют для своего решения теоретического подхода и анализа. Это, в свою очередь, предполагает специальную организацию учебной деятельности, а вопросы организации сознательного обучения – соответствующего методического обеспечения.
В трудах психологов школы Д. Б. Эльконина установлено, что подлинное осознание обучения предполагает, с одной стороны, выполнение детьми соответствующих действий, то есть превращение учебного материала, а с другой – превращение усваиваемого материала в непосредственную цель этих действий. Качественное обучение достигается определенной организацией постановки и решения детьми особых учебных задач.
Раскрытие задач, структуры и способов использования методов обучения педагогической науки возможны только на прочной основе психологического исследования проблем обучения, его методов.
В качестве объекта исследования, развивающее обучение выступает средством фундаментальных и прикладных исследований учебной деятельности. Оно может быть использовано в рамках различных теоретических подходов в составлении учебных программ, построении учебного предмета.
Специфика применения развивающего обучения в русле концепции учебной деятельности заключается в том, что усваиваемый учеником учебный материал воспроизводит условия формирования научно-теоретического мышления по принципу содержательного обобщения, а организация деятельности обучения осуществляется путем «восхождения от абстрактного к конкретному».
При этом, выдвигается требование, согласно которому психолого-дидактический фундамент обучения исходит из того, что формирование учебной деятельности должно быть направлено на преодоление излишнего описания процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков, поощрения формирования способностей и овладения понятиями. Развивающее обучение направлено на обеспечение условий реализации теоретически выделенных закономерностей становления способностей и свойств личности в учебной деятельности.
Собственно психологическая сторона развивающего обучения представляет собой выявление и глубокое изучение внутренних механизмов регуляции учебной деятельности, механизмов процесса усвоения знаний.
Следует отметить важность особенностей развивающего обучения, выступающих объектом психологического изучения, и факторов, оказавших влияние на становление этой системы. В современных условиях они могут меняться, трансформироваться, дополняться, что влияет на содержание развивающего обучения в целом, так и на его отдельные моменты.
Только определив сущность категорий и понятий, сделав выбор исходных положений исследователя, а также, собственно, предмета исследования, новых сторон исследуемой проблемы – то есть всего того, что определяет намеченную проблему и выдвинутую гипотезу, Д. Б. Эльконин смог приступить к непосредственному осуществлению разработки системы развивающего обучения.
Как известно, осуществляя текущий количественный и качественный анализ полученных результатов, исследователь или уточняет гипотезу, или выдвигает дополнительную, уточняет и корректирует план исследования, вводя дополнительные этапы, новые методики их проведения. Заключительный анализ результатов исследования, если они соответствуют исходной гипотезе, а также находят адекватное объяснение в рамках принятой теории, позволяет внести уточнения и дополняет общую теорию.
Обратимся к некоторым сторонам развивающего обучения, рассматривая компоненты учебной деятельности как его переменные (независимые и зависимые). В первом случае, то есть при рассмотрении отдельных компонентов учебной деятельности как зависимых переменных, анализ текущей ситуации в ходе обучения охватывает становления компонентов ее структуры, ее видов, целей, уровней.
При этом могут выдвигаться задачи детального изучения любого компонента учебной деятельности. Это могут быть:
Исследователь также может ставить перед собой задачу изучения обобщения этих действий на отдельных проявлениях в предметах рассматриваемого класса. Кроме того, подвергаются анализу особенности формирования оценочной деятельности ученика, умение превратить и совершенствовать особую деятельность обучения. В ходе поэтапного формирования действий исследователь получает адекватную информацию о ходе формирования учебной деятельности.
Однако, исходя из принципов развивающего обучения, экспериментатор должен фиксировать не только отдельные компоненты учебной деятельности, но и динамику их преобразований и изменений. Особое внимание уделяется обучению совместной учебной деятельности.
Эти изменения могут касаться исследовательского замысла, замены объекта исследования, изменения центральной гипотезы. Зависимыми переменными в развивающем обучении могут выступать стороны целостных психических явлений, в частности теоретическое мышление, мотивация к учебной деятельности. Соответственно, это может быть достигнуто как путем изменения учебной деятельности, так и с помощью изменяемых факторов в учебной программе.
Научное изучение проблемы развивающего обучения напрямую связано с постановкой вопроса о конкретно-историческом подходе к оценке характера обучения. Изучая теорию учебной деятельности Д. Б. Эльконина, можно ввести учеников в основные формы научно-теоретического сознания или мышления.