Профессиональная деформация проявляется в изменениях личностных черт, которые происходят в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Проявляется в профессиональной речи, манерах и привычках, в физическом образе.
Индивидуальная и профессиональная деятельность влияют на изменение уровня проявления профессиональных качеств, что указывает на ухудшение деятельности. Профессиональная деятельность и её специфика может оказывать негативное воздействие на психологическое и умственное состояние личности.
В каждой профессии существуют свои собственные травматические факторы и стрессы. Профессиональная деформация больше всего воздействуют на людей, чья профессия так или иначе связан с взаимодействием с людьми.
Больше всего ей подвержены:
Профессиональная деформация проявляется через изменения отношения к окружающим людям. Учителя забывают о главной цели своей деятельности, становясь более авторитарными, психологи-практики прибегают к своим знаниям с целью манипуляции людьми.
Существуют виды профессионального выгорания, которые грозят здоровью человека. Чтобы избежать этого, требуется четко понимать признаки их появления, это поможет справится с этой профессиональной травмой. Деформация профессионального педагога чаще всего проявляется через синдром «эмоционального выгорания».
Эмоциональное выгорание можно охарактеризовать как болезнь, которая может проявляться через безразличие к своей деятельности, ощущениями неудач и сопутствующими им угнетениями, которые могут привести к упадку уровня социальной жизни, развитию невротических расстройств, а также психосоматических заболеваний.
Эмоциональное развитие возникает при выполнении рутиной, однотипной работы, которая в свою очередь, требует от объекта деятельности значительную трату эмоциональных ресурсов.
Факторами приводящими к профессиональной деформации могут стать:
У молодых специалистов профессиональная деформация сопряжена с неуверенностью в собственных силах, боязнью сделать ошибку, произвести плохое впечатление. У более опытных педагогов замечается развитие недоверия, непонимания, подозрительности, что в свою очередь тоже приводит к профессиональной деформации.
Педагоги также указывают на хроническое состояние депрессии, связанное с негативными психическими обдумываниями, тревожностью и межличностными взаимоотношениями между коллегами.
Выделим профессиональные деформации педагогов, которые в большей степени влияют на личные качества учителя. Обратим внимание на негативные изменения в характере педагога, которые проявляются в его профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Профессиональными деформациями педагога, можно назвать:
Профессиональная деформация неизбежна, но благодаря использованию личностно-корректирующих инструментов, профилактик, направленных на её устранение, можно достичь полного преодоления этого недуга.
Из этого можно сделать вывод о том, что есть острая необходимость в привлечении внимания образовательной сферы, общественности к проблеме реализации, создания специально-направленных действий, которые будут способствовать развитию умений справляться, с первыми проявлениями профессиональной деформации в личности педагогов.
Для того, чтобы избежать профессиональной деформации, нужно проводить целенаправленную работу, целью которой будет повышение компетентности в социальной, образовательной и психологической сферах. Требуется осуществить переход от стандартных форм, к инновационным формам и технологиям обучения, которые включают в себя проведение конкурсов, соревнований среди педагогического состава, направленность которых будет нацелена на поднятие мотивационного духа, для свершения профессиональных достижений.
Деятели образовательной сфера подвергаются колоссальной нагрузке, их психика неминуемо деформируется. Целью каждого, кто взаимодействует с педагогами, является осознанность того, что учитель, это связующее звено, между учеником и его подготовленностью к социальной жизни. Он стремится помочь личности ребёнка, раскрыться с эффективной стороны. И взамен ему должен возвращаться, искренний интерес и благодарность за его вклад в общее развитие человечества. Только тогда профессиональная деформация в педагогике, исчезнет как таковая.