Понятие образовательных программ. Основания для составления программ дошкольного обучения
Общеобразовательная программа дошкольного учреждения (далее программа дошкольного образования) должна быть разработана в соответствии требований следующих основных нормативных документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Программа дошкольного образования это один из главных нормативных документов ДОУ, которые регламентируют его деятельность. При этом данный документ является основой для аттестации, аккредитации, бюджетного планирования ДОУ.
Замечание 1
Основное назначение программы дошкольного образования – мотивированное обоснование содержания воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, а также предполагающий выбор программы в каждом ДОУ.
Определяющим фактором назначения программы конкретного ДОУ является внутренний стандарт, который основан на муниципальной программе развития образования, запросах социальных заказчиков (родителей и законных представителей), а также возможностях ДОУ.
Программы дошкольного образования обеспечивают:
- Укрепление и охрану здоровья детей (психического и физического), а также их развитие
- Эмоциональное благополучие детей
- Развитие ребенка (физическое, интеллектуальное)
- Организация условий для развития творческих и личностных способностей
- Приобщение воспитанников к ценностям
- Взаимодействие с семьей
Основные виды программ дошкольного образования
Всего выделяются видов 5 программ дошкольного образования.
- Основные программы – это авторские вариативные программы. Разрабатываются данные программы по инициативе коллектива творческой группы или отдельного автора. Она должна обеспечить достижение воспитанниками результатов освоения общего образовательного стандарт. К основным требованиям данных программ относятся все направления развития личности детей (физического, познавательного, речевого, социального, художественного и прочих). Основная программа определяет весь основной спектр общеразвивающих задач в рамках деятельности ДОУ.
- Дополнительные программы – это исключительно авторские вариативные программы. Возникновение и возможность использования данного вида программ дошкольного образования стала возможной с развитие гибких форм образования дошкольников (кружки, секции и т.д.) При этом не возможно их полная реализация взамен основной программ, только в качестве дополнительной образовательной услуги.
- Комплексные программы. Данный вид программ предусматривает все направления развития детей ДОУ, их так же называют общеразвивающими. Комплексные программы включают физическое, социальное, эстетическое воспитание ребенка, а также содействуют формированию способностей, становлению предметной деятельности ребенка.
- Парциальные программы – это одно или несколько направлений развития детей в ДОУ, они также осуществляются только в рамках основной программы.
- Примерные программы. Главное отличие данного вида программ, в том что они не являются конкретным документом, который определяет содержание и специфику работы. В примерной программе содержатся блоки примерного содержания основных компонентов программ ДОУ. Она включает в себя критерии результатов воспитательной и учебной работы с детьми дошкольного возраста, а также основание физического и психического развития детей на каждом возрастном этапе.
Замечание 2
Также к данной классификации многие авторы относят альтернативные технологии организации ДОУ, к которым относятся система Монтессори или Вальдорфский детский сад.