Теоретические обоснования дошкольного обучающего и воспитательного процесса ребенка стали самостоятельным научным направлением - дошкольной педагогикой. Это раздел педагогической науки, который изучает закономерности в развитии и воспитании, а также элементарные формы обучающего процесса ребенка в дошкольном возрасте. Педагогическая наука касательно воспитания детей дошкольного возраста представлена двумя направлениями:
Ясельной педагогической наукой изучаются законы и условия воспитательного процесса ребенка младенческих лет. Это молодой раздел педагогической науки. Ясельная педагогическая наука взаимодействует с психологическим, физиологическим, медицинским знанием.
Дошкольной педагогикой является наука о законах развития и формирования личных особенностей детей в дошкольном возрасте. В настоящий момент она представлена дидактикой дошкольного образовательного процесса, теорией и методикой воспитательной работы дошкольников, международными стандартами в дошкольном развитии детей, теоретическим и практическим аспектом по подготовке специалистов дошкольного образовательного и воспитательного процесса.
Разработана теоретическая и технологическая основа воспитательного процесса дошкольников в государственном, частном, негосударственном учебно-воспитательном учреждении при условии полной, неполной, многодетной, однодетной семьи.
Дошкольной педагогической отраслью взята за основу методология и категории общей педагогической науки. Таким образом, дошкольная педагогика:
Однако на заре своего становления дошкольный раздел педагогической мысли не отличался психолого-педагогическим своеобразием. Работы некоторых исследователей по воспитательному процессу той поры отличаются общим характером, и их мысли о ранних этапах возрастных развитий являются только отдельными неконкретными высказываниями.
Такая тенденция была вызвана тем, что в обществе и науке концепция детства не выделялась как особый этап развития личности.
Ребенок считался несовершенным, ибо отставал от взрослых по физическим и психологическими параметрам, что породило общее направление педагогического учения с целью преодолеть такое отставание. По мере развития материального и духовного общественного прогресса появилась необходимость в выделении различных этапов по вхождению ребенка во взрослый мир, стали описываться специфические возрастные периоды в жизни детей.
В работах Коменского Я.А. была описана решающая роль воспитательного процесса на личные особенности ребенка, а также сформулирована основная цель, задача по содержанию обучающего и воспитательного процесса начиная от рождения и заканчивая юностью ребенка, в том числе и дошкольный детский период. Соответствующим разделом в книге "Великая дидактика" было положено начало этапу формирования дошкольной педагогической науки.
Большое значение для формирования и развития дошкольной педагогической науки имели труды Локка, Руссо, Песталоцци, Фребеля, Кергомара, Монтессори, Декроли.
В России дошкольную педагогическую науку во многом сформировала воспитательная система Ушинского К.Д. и предложенный им принцип народности в воспитательном и обучающем процессе, а также утверждения о потребности в физическом труде, мысли о больших возможностях родного русского языка и роли личности преподавателя в воспитательном процессе ребенка.
Важнейшие направления для исследования современной дошкольной педагогической науки: развитие наглядного и образного мышления, способность воспитать устойчивые нравственные привычки, развить творческое воображение, широко использовать игру в обучающем и воспитательном процессе.
В настоящее время разрабатывается такая программа, как компенсация "воспитательного дефицита" в условии социального неравенства и создание для детей равных возможностей школьного обучающего процесса. Обновляется вся образовательная система, в том числе и подсистема дошкольного обучающего и воспитательного процесса. Изменяются подходы к цели, содержанию, воспитательным методам, что привело к созданию новой концепции в дошкольном воспитании, которая ориентируется на самоценность дошкольных лет ребенка, все больше отходят от авторитарного воспитательного метода, отказываются от идеологической крайности в воспитательном и обучающем процессе, создают возможности для свободной и естественной позиции детей и воспитателей.
Следовательно, дошкольное учреждение имеет большое значение по формированию личных особенностей детей, создает предпосылки для его успешного обучения, формирует и развивает умение, навык для общения и учебной работы. Результативность работы дошкольного учреждения зависит от научных обоснованных педагогических концепций, осуществляемых на основе идеи дошкольной педагогической науки.