Ошибки семейного воспитания и их значение
Современные условия развития общества ставят новые воспитательные задачи. Это касается и семейного воспитания. В связи с эти первостепенной проблемой семейного воспитания становится непонимание родителей каких целей нужно добиться по результатам воспитания и отсутствие представлений о том, как нужно воспитывать детей. Это влечет за собой большое количество затруднений и проблем воспитания в семье.
Замечание 1
Актуальной тенденцией современного семейного воспитания является отсутствие интереса родителей к жизни ребенка, его потребностям, стремлениям и интересам. Родители перекладывают воспитательную работу на специалистов – нянь, различные учреждения дошкольного воспитания и считают, что этого вполне достаточно и ребенку не требуется родительского внимания. Это может привести к негативным последствиям развития ребенка. Семейное воспитание тем и уникально, что оно проходит в особой чувственной и эмоциональной атмосфере и оказывает на личность ребенка и ее всестороннее развитие самое сильное воздействие.
Не существует особых четких правил семейного воспитания, способствующих развитию идеальной личности, но есть типичные и распространенные ошибки, которые приводят к проблемам в воспитании. К ним относятся:
- Непонимание – заключается в предъявление родителями особых требований к ребенку, которые не имеют ничего общего с его характером и стремлениями. Они только требуют соответствия определенного рода представлениям. В результате это воспитывает упрямый характер ребенка, делает его замкнутым и отдаляет от семьи. При выборе занятий для ребенка нужно учитывать его реальные возможности и потребности. Он должен заниматься интересным ему делом, к которому у него есть способности;
- Отрицание – связано с нежеланной беременностью, либо рождением ребенка другого пола, а не того, какого хотелось бы. При этом родители не уделяют должного внимания ребенку, отдают рано в ясли, что приводит к развитию страхов, снижению жизненного тонуса. Ребенку в раннем возрасте требуется проявление любви и ласки, он должен чувствовать, что о нем заботятся, поощряют его, не ругают за мелкие провинности;
- Отсутствие гибкости – связано с авторитарным стилем воспитание, когда ребенку навязывается определенное поведение и все действия он выполняет по приказам. Его желания и мнение, при этом, не учитывается. Альтернативные решения не допускаются;
- Двойственность – связана с разными направлениями воспитания отца и матери. Противоречивым может быть и деятельность одного родителя, когда он не выполняет обещаний, проявляет безразличие или излишний тотальный контроль;
- Избыточная эмоциональность – связана с неспособностью родителей контролировать свои эмоции и выплескивать их на ребенка. Родители могут быть чрезмерно раздражительными или напротив слишком спокойными, паниковать без причины, либо быть слишком заботливыми и навязывать свою опеку. Это влечет за собой неверное формирование психологического характера ребенка, вызывает отклонения в его психическом развитии, развивает страхи и комплексы;
- Властность – тотальный контроль за жизнедеятельностью ребенка, никакой самостоятельности и компромиссов. Непослушание приводит к жестким наказаниям. В результате должной дисциплинированности у ребенка не развивается, он становится нервным и агрессивным, возможно даже проявлении нервных срывов;
- Гиперсоциальность – связана с ориентацией воспитания на социальную жизнедеятельность. Родители не дают ребенка должного количества любви, тепла и понимая, поскольку считают, что для будущей жизнедеятельности это будет бесполезно. Ребенка воспитывают в страхах и лишений, предъявляя ему множество требований, которым он должен отвечать. Жизнь расписывается по четкому плану и не включает в него развлекательных мероприятий.
В процессе семейного воспитания происходит подражание ребенком поведению родителей. Он копирует его, усваивает ценности и моральные принципы. Это происходит неосознанно. В этой связи, проблемой семейного воспитания является безнравственность родителей. Если они не придерживаются в своем поведении нравственных норм и ценностей, ведут себя аморально, то у ребенка складываются неадекватные представления о нормах общественного поведения и ребенок вырастает асоциальной личностью.
В любой семье, независимо от ее социального статуса и финансового благосостояния, возникают проблемы, связанные с созданием оптимального психологического климата. Эти проблемы связаны с применением родителями физических методов воздействия на ребенка, проявлением жестокости, сложными взаимоотношениями между родителями. Это приводит к постоянным стрессам ребенка и нарушениям в его развитии.
Способы разрешения воспитательных проблем в современной семье
Процесс семейного воспитания может сопровождаться целым комплексом проблем, а может иметь только их пару. Все зависит от того, насколько развит процесс воспитания в семья. Воспитанием ребенка необходимо заниматься постоянно, независимо ни от каких обстоятельств. При запущенности семейного воспитания и наличии широкого круга проблем стоит заняться их постепенным разрешением. Это вполне реально, стоит следовать некоторым рекомендация:
- Осуществлять совместное воспитание, носящее единую направленность и согласованность;
- Применять только допустимые методы воспитательного воздействия, а от иных отказать раз и навсегда;
- Уделять время на общение с ребенком в неформальной обстановке: устраивать совместные прогулки, походы в театр и кино, игры;
- Проводить выходные с ребенком, с учетом его желаний и интересов;
- Неминуемость наказания за проступок. Требуется быть последовательными в выполнении своих решений;
- Нужно избрать одну методику воспитания и придерживаться ее, исходя их своих возможностей и способностей, не стоит гнаться за модными веяниями и ориентироваться на друзей и коллег;
- Недопустимо применять манипуляцию в отношении ребенка.