Традиционными принципами обучения (научности, доступности, наглядности, другими) определены общие целенаправленные установки обучающей деятельности. Но они не в полном объеме характеризуют и регламентируют персональное обучение.
Исходя из принципа личностного целеполагания образование каждого учащегося происходит на основании и с учетом его индивидуальных учебных целеустановок. Этот принцип отталкивается от внутреннего свойства личности - умения четко обозначить цели своей деятельности. В независимости от степени понимания своих целей у человека присутствует потребность и возможность ставить и достигать их.
Самоопределение учащегося в отношении конкретного учебного вопроса или всего курса предоставляет ему возможность ставить для себя определенные установки и задачи, на основании которых он в дальнейшем осуществит свою образовательную траекторию:
Учащийся обозначает круг интересующих его проблем, обсуждает их, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой. Принцип личностного целеполагания способствует осмысленности своих целей обучения.
Индивидуальные цели обучающихся занимают значительное место в их образовательной системе; любая технологическая стадия обучения или образовательная ситуация являются поводом для первоначального целеполагания учащегося, которое определяет содержание и направление его действий в дальнейшем. В результате человек учится соотносить собственные желания с реальными возможностями, интересами и личностными способностями, у него формируется навык разумного целеполагания.
Ученик может выбирать основные компоненты своего образования. Реализовать потенциал образовательной программы можно только при условии свободного выбора элементов образовательного функционирования. Важно предоставить учащемуся возможность выбора способов достижения целей, темы творческой работы, формы ее выполнения, поощрять собственное видение проблемы, стимулировать его аргументированные доводы и самооценки.
Этот принцип устанавливает соотношение создаваемого учеником личностного содержания образования задаваемому ему содержанию, которое обладает характером образовательных стандартов. Человек самостоятельно выбирает образовательные элементы из предложенного ему набора, а также создает собственные компоненты своего образовательного пути.
Принцип выбора образовательной траектории предполагает, что освоение предмета дает возможность иметь личную точку зрения по вопросам содержания предмета и у педагога, и у учащегося.
В основе программы образовательной деятельности находятся фундаментальные метапредметные объекты, которые обеспечивают возможность индивидуального познания их учащимися. Освоение реальных образовательных объектов выходит за рамки обычных учебных предметов и переходит на метапредметный уровень познания. Метапредметный уровень множество проблем и понятий сводит к сравнительно небольшому количеству ключевых образовательных объектов:
отображающих конкретные сферы реальной жизнедеятельности.
Для моделирования общей образовательной системы, которая содержит метапредметную сущность, нужны особые учебные дисциплины - метапредметы, охватывающие конкретные фундаментальные образовательные объекты в комплексе.
При помощи метапредмета преподаватель и учащийся реализовывает собственные устремления и потенциал в большей степени, чем обычная учебная дисциплина, потому как дает возможность субъективно разнонаправленно подходить к исследованию целостных фундаментальных объектов, раскрывает перед учащимися выход в смежные темы остальных учебных курсов.
В ходе моделирования учебного метапредмета предусматривается возможность субъективного отбора познавательных методов одного и того же образовательного объекта каждым учеником.
Исходя из этого принципа, важнейшим ориентиром обучающей деятельности выступает личностное образовательное приращение учащегося, которое складывается из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебного функционирования.
Продуктивная обучающая деятельность не только изучает неизвестное, она в большей степени ориентирована на приращение к нему нового, на создание обучающимися образовательных продуктов. В ходе интериоризации содержания осваиваемых дисциплин у обучающихся совершенствуются способности и навыки, присущие специалистам соответствующей научной области или сферы деятельности.
Одновременно с образовательным приращением развиваются личностные качества, соответствующие не только осваиваемой образовательной области, но и профессиональной деятельности.
Определенные учащимися цели обучения, разработанные ими алгоритмы, программы, выработанные механизмы деятельности, самооценки, точки зрения и есть продукты их образовательного функционирования вместе с выполненными упражнениями, тестами, заданиями.
Принцип первичности образовательных продуктов подразумевает, что вырабатываемое учениками индивидуальное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в исследуемой области.
Личность, которой дается возможность проявить себя в исследуемом вопросе прежде, чем он будет ей изложен, сможет шире раскрыть свои возможности, овладеть технологическими приемами творческой деятельности, создать образовательный продукт более оригинальный, чем общепризнанное решение изучаемого вопроса.
Для организации творческой деятельности обучающегося педагогу нужно создать или использовать возникшую образовательную ситуацию. Она в качестве своей цели вызывает мотивацию и направляет деятельность ученика в русле познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем.
Чтобы человеком был создан собственный вариант мотивирования из разных теорий мотиваций, ему необходимо заинтересоваться этой проблемой; ему необходимо оказать помощь в выяснении смысла этих теорий. Только вооружившись средствами психологического творчества, учащийся спроектирует свою модель воздействия.
Рефлексией называется осмысление способов деятельности, раскрытие ее смысловой специфики.
Образовательная рефлексия имеет разные формы:
Рефлексия является важным условием того, чтобы ученик и преподаватель видели схему организации образовательного функционирования, моделировали его исходя из своих целей и программ, осознавали текущую проблематику.
Рассмотренные принципы выражают основы организации персонального обучения на разных уровнях: на уровне отдельного учащегося или группы. Реализуются эти принципы при учете конкретных условий, касающихся технологии, содержания, методов и форм организации образовательного функционирования.