Принципы педагогического процесса


Принципы педагогического процесса

Основные принципы педагогического процесса

Определение 1

Принципы педагогического процесса – это основы положений, нормативных требований, руководящих идей, которые определяют особенности характеристик проектирования и реализации процессов обучения (педагогических процессов).

Изначально принципы педагогических процессов создавались на основе практик обучения и воспитания. Сейчас эти принципы основываются на выводах из теоритических законов сущности и её закономерности. Основу педагогического процесса закладывает её содержание и структура, в которой выражены виды норм для деятельности связанных с проектированием педагогической деятельности.

Суть принципов в педагогике, как утверждает Загвязинский В.И., заключается в способах рекомендуемых для регулирования отношений между противоположными сторонами, в тенденциях учебно-воспитательного процесса, что позволит достичь успешного разрешения учебно-воспитательных задач.

Классификации педагогических процессов включают в себя:

  • Гуманистическую направленность;
  • Демократию;
  • Целостность с природой;
  • Наглядность.

Гуманистическая направленность в педагогическом процессе, является основополагающий в образовательной системе, сочетающая в себе идеи сочетания мотивов общественных целей и личностных.

Демократия в образовании предоставляет всем воспитанникам педагогический процесс, который определяется свободой саморазвития, саморегулирования и самообразования.

Принцип целостности с природой известен со времен зарождения педагогики. Суть этого принципа заключается в естественном развитии ребенка, опираясь не только на его врожденные таланты, его возраст, но и на среду в которой он проживает, обучается и растет.

О принципе наглядности писал Я.А. Коменский, характеризуя его как необходимость целенаправленного привлечения всех органов чувств для более эффективного усвоения учебного материала.

Закономерности в обучении и педагогических процессах

Определение 2

Закономерности в обучении рассматриваются как совокупность проявлений действий законов в определенных условиях.

Множество закономерностей в обучении обнаруживаются с помощью опытов, эмпирических путей, в результате чего обучение может строиться основываясь на опыте, на «здравом смысле». В педагогической практике выделяется две закономерности процессов: внешняя и внутренняя.

Внешний характер закономерности обучения, выражается в зависимости от: общественно-социальных условий, политической ситуации, уровня культурных ценностей и от потребностей самого населения в определенных типах личности и уровне образования.

Внутренние закономерности процессов относятся к связям между её компонентами, в которые входят: цели, содержание, методы, средства, формы. Другими словами – это совокупность зависимых действий между преподаванием, учением и учебным материалом.

Все закономерности в обучении появляются при наличии нужных условий.

Описанные выше закономерности являются базой для создания стратегических задач, которые входя в ядро современных педагогических концепций. Современная концепция состоит из следующих идей:

  • Обучение и воспитание детей с целью формирования личности, индивидуальной целостности ребенка, в котором будет преобладать духовное богатство, общечеловеческие ценности;
  • Создание единства между учебно-познавательной, творческой и познавательной деятельностью, для обучающегося, с целью формирования его личности;
  • Реализация естественного единства обучения и воспитания, в котором обучение будет рассматриваться как специфический способ воспитания ребенка;
  • Минимизация затрачиваемого времени на достижении максимального эффекта от содержаний, методов, средств.

Целостность педагогического процесса

Определение 3

Целостность в педагогике понимается как, взаимная связь процессов и явлений, которые возникают и протекают в нем, как в обучении и воспитании, так и во связях с окружающей средой.

Многие педагоги придерживаются мнения о том, что для формирования целостной и гармоничной личности, требуется целостность в педагогическом процессе. При этом не малую роли играет педагогическое взаимодействие.

Определение 4

Педагогическим взаимодействием называют длительный или временный преднамеренный контакт между педагогом и воспитанником. Результатом которого является обоюдно взаимные изменения в их общении, деятельность и поведении.

Чаще всего встречаются следующие уровни педагогической взаимосвязи: «учитель-ученик», «учитель-группа-ученик», «учитель-коллектив-ученик». Но исходным определяющим результатом учения будет связка «ученик-объект усвоения», что указывает на основную задачу которая содержит в себе педагогический процесс, а именно изменение ученика, появление у него определенных навыков и знаний.

Целостность структуры педагогического процесса состоит из: цели, содержания, связи деятельностей педагога и воспитанника, результата совместной деятельности педагога и учащегося. Педагог и ученик являются частью педагогического процесса, от которых зависит результат и качество этого процесса.

Целостность и характер процессов в педагогике также рассматривается через объединение структур, таких как: контрольно-оценочная, эмоционально-мотивационная, содержательно-целевая, организационно-деятельная.

Контрольно-оценочная часть педагогики отвечает за контроль оценочной деятельности ученика и его поведения педагогом.

Эмоционально-мотивационная часть включает в себя характеристику уровня эмоционального взаимоотношения между объектом изучения, педагогами и обучающимися, а также мотивов их взаимоотношений.

Содержательно-целевая часть объединяет в себе совокупность индивидуальных, общих, частных целей воспитания и образования, а также учебно-воспитательных работ.

Организационно-деятельная часть применяется в области контроля, управления педагогами, учебно-образовательным процессом, при помощи целесообразных, оправданных педагогикой, форм, методов и обучающих средств.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :