Принципы педагогического процесса – это основы положений, нормативных требований, руководящих идей, которые определяют особенности характеристик проектирования и реализации процессов обучения (педагогических процессов).
Изначально принципы педагогических процессов создавались на основе практик обучения и воспитания. Сейчас эти принципы основываются на выводах из теоритических законов сущности и её закономерности. Основу педагогического процесса закладывает её содержание и структура, в которой выражены виды норм для деятельности связанных с проектированием педагогической деятельности.
Суть принципов в педагогике, как утверждает Загвязинский В.И., заключается в способах рекомендуемых для регулирования отношений между противоположными сторонами, в тенденциях учебно-воспитательного процесса, что позволит достичь успешного разрешения учебно-воспитательных задач.
Классификации педагогических процессов включают в себя:
Гуманистическая направленность в педагогическом процессе, является основополагающий в образовательной системе, сочетающая в себе идеи сочетания мотивов общественных целей и личностных.
Демократия в образовании предоставляет всем воспитанникам педагогический процесс, который определяется свободой саморазвития, саморегулирования и самообразования.
Принцип целостности с природой известен со времен зарождения педагогики. Суть этого принципа заключается в естественном развитии ребенка, опираясь не только на его врожденные таланты, его возраст, но и на среду в которой он проживает, обучается и растет.
О принципе наглядности писал Я.А. Коменский, характеризуя его как необходимость целенаправленного привлечения всех органов чувств для более эффективного усвоения учебного материала.
Закономерности в обучении рассматриваются как совокупность проявлений действий законов в определенных условиях.
Множество закономерностей в обучении обнаруживаются с помощью опытов, эмпирических путей, в результате чего обучение может строиться основываясь на опыте, на «здравом смысле». В педагогической практике выделяется две закономерности процессов: внешняя и внутренняя.
Внешний характер закономерности обучения, выражается в зависимости от: общественно-социальных условий, политической ситуации, уровня культурных ценностей и от потребностей самого населения в определенных типах личности и уровне образования.
Внутренние закономерности процессов относятся к связям между её компонентами, в которые входят: цели, содержание, методы, средства, формы. Другими словами – это совокупность зависимых действий между преподаванием, учением и учебным материалом.
Все закономерности в обучении появляются при наличии нужных условий.
Описанные выше закономерности являются базой для создания стратегических задач, которые входя в ядро современных педагогических концепций. Современная концепция состоит из следующих идей:
Целостность в педагогике понимается как, взаимная связь процессов и явлений, которые возникают и протекают в нем, как в обучении и воспитании, так и во связях с окружающей средой.
Многие педагоги придерживаются мнения о том, что для формирования целостной и гармоничной личности, требуется целостность в педагогическом процессе. При этом не малую роли играет педагогическое взаимодействие.
Педагогическим взаимодействием называют длительный или временный преднамеренный контакт между педагогом и воспитанником. Результатом которого является обоюдно взаимные изменения в их общении, деятельность и поведении.
Чаще всего встречаются следующие уровни педагогической взаимосвязи: «учитель-ученик», «учитель-группа-ученик», «учитель-коллектив-ученик». Но исходным определяющим результатом учения будет связка «ученик-объект усвоения», что указывает на основную задачу которая содержит в себе педагогический процесс, а именно изменение ученика, появление у него определенных навыков и знаний.
Целостность структуры педагогического процесса состоит из: цели, содержания, связи деятельностей педагога и воспитанника, результата совместной деятельности педагога и учащегося. Педагог и ученик являются частью педагогического процесса, от которых зависит результат и качество этого процесса.
Целостность и характер процессов в педагогике также рассматривается через объединение структур, таких как: контрольно-оценочная, эмоционально-мотивационная, содержательно-целевая, организационно-деятельная.
Контрольно-оценочная часть педагогики отвечает за контроль оценочной деятельности ученика и его поведения педагогом.
Эмоционально-мотивационная часть включает в себя характеристику уровня эмоционального взаимоотношения между объектом изучения, педагогами и обучающимися, а также мотивов их взаимоотношений.
Содержательно-целевая часть объединяет в себе совокупность индивидуальных, общих, частных целей воспитания и образования, а также учебно-воспитательных работ.
Организационно-деятельная часть применяется в области контроля, управления педагогами, учебно-образовательным процессом, при помощи целесообразных, оправданных педагогикой, форм, методов и обучающих средств.