Обучающая методика иностранным языкам базируется как на общедидактических, присущих для обучающей деятельности любому учебному предмету, так и на специальных методических принципах, характерных для обучающей деятельности определенной учебной дисциплине, то есть, иностранному языку.
Принцип целенаправленности педагогического функционирования (в обучении иностранному языку обозначаются конкретные цели: практические, воспитательные, развивающие и образовательные). Современное понимание цели обучения иностранному языку в школьном учреждении подразумевает формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, то есть готовности и способности осуществлять иноязычное общение в определенных программой границах, а также воспитание, образование и личностное развитие средствами иностранного языка.
Принцип связи учебно-воспитательного функционирования с реальной действительностью - выражается в нацеленности всего учебно-воспитательного функционирования по иностранному языку на приобщение учеников к жизни и культурной особенности народа – языкового носителя и определяет требование подлинности учебных источников, то есть их соответствия реальной жизненной ситуации, материальным и культурным традициям стран осваиваемого языка.
Принцип научности - воплощается при создании положений, стандартов, программ, он является основанием научной организации труда педагога. Принцип научности в современном толковании предусматривает и научную организацию работы учеников, то есть развития навыков и умений методически подтвержденного самостоятельного учебного процесса - формирование учебной компетенции. Это обеспечит самостоятельное совершенствование во владении иностранным языком.
Принцип доступности - обучающее и воспитательное функционирование должны проходить на уровне возможностей учеников, без интеллектуальной, физической и моральной перегруженности, учитывая возраст и личностные особенности обучающихся.
Принцип систематичности и последовательности в обучающем процессе - планирование учебно-воспитательного функционирования, разделение обучения на этапы, систематизация упражнений, отображающая стадии формирования компетенций в различных видах речевой деятельности: мотивационно-побудительную, подготовительно-ориентировочную, исполнительную, контролирующую. Первая стадия способствует стимулированию учебной деятельности, на второй стадии выполняются упражнения, формирующие навыки в конкретном виде речевой деятельности, на третьей стадии выполняется речевая деятельность в облегченных условиях и условиях, приближенных к реальным.
Принцип сознательности - от понимания этого принципа в обучении иностранным языкам в большей степени зависит характер конкретного обучающего метода. Длительное время реализация сознательности в обучающем функционировании понималась как глубокое осознание системы осваиваемого языка, то есть грамматической специфики. Появилась проблема соотношения правила и речевого действия, степени сознательности и интуитивности в постижении формального речевого аспекта на иностранном языке. Выбор конкретного пути постижения, степень участия осознанности учеников зависит от обучающих целей, возраста учащихся, обучающего этапа.
Принцип активности заключается в интенсивности психической деятельности ученика, то есть внимания, мышления, памяти и воли. Задача преподавателя иностранного языка активизировать учеников при помощи создания мотивирования, стимулирования межкультурных сопоставлений, отождествлении с иноязычной культурной традицией, широкого использования ролевого поведения, применения упражнений, направленных на стимулирование речемыслительной активности.
Принцип наглядности - существуют два направления воплощения принципа наглядности на занятиях по иностранному языку: применение наглядности в качестве обучающего и познавательного приема. В первом случае специально подобранные зрительно-слуховые образцы помогают ученикам освоить фонетические и орфоэпические языковые нормы, лексико-грамматические единицы, научиться понимать речь на слух и формулировать свои мысли. Во втором случае средства наглядности выступают как источник информации.
Общие принципы:
Частные принципы:
Специфические принципы применяются в ходе обучения определенным аспектам языковой системы или конкретным видам речевой практики.