Принципы обучения иностранному языку


Принципы обучения иностранному языку

Обучающая методика иностранным языкам базируется как на общедидактических, присущих для обучающей деятельности любому учебному предмету, так и на специальных методических принципах, характерных для обучающей деятельности определенной учебной дисциплине, то есть, иностранному языку.

Традиционные дидактические принципы

Принцип целенаправленности педагогического функционирования (в обучении иностранному языку обозначаются конкретные цели: практические, воспитательные, развивающие и образовательные). Современное понимание цели обучения иностранному языку в школьном учреждении подразумевает формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, то есть готовности и способности осуществлять иноязычное общение в определенных программой границах, а также воспитание, образование и личностное развитие средствами иностранного языка.

Принцип связи учебно-воспитательного функционирования с реальной действительностью - выражается в нацеленности всего учебно-воспитательного функционирования по иностранному языку на приобщение учеников к жизни и культурной особенности народа – языкового носителя и определяет требование подлинности учебных источников, то есть их соответствия реальной жизненной ситуации, материальным и культурным традициям стран осваиваемого языка.

Принцип научности - воплощается при создании положений, стандартов, программ, он является основанием научной организации труда педагога. Принцип научности в современном толковании предусматривает и научную организацию работы учеников, то есть развития навыков и умений методически подтвержденного самостоятельного учебного процесса - формирование учебной компетенции. Это обеспечит самостоятельное совершенствование во владении иностранным языком.

Принцип доступности - обучающее и воспитательное функционирование должны проходить на уровне возможностей учеников, без интеллектуальной, физической и моральной перегруженности, учитывая возраст и личностные особенности обучающихся.

Принцип систематичности и последовательности в обучающем процессе - планирование учебно-воспитательного функционирования, разделение обучения на этапы, систематизация упражнений, отображающая стадии формирования компетенций в различных видах речевой деятельности: мотивационно-побудительную, подготовительно-ориентировочную, исполнительную, контролирующую. Первая стадия способствует стимулированию учебной деятельности, на второй стадии выполняются упражнения, формирующие навыки в конкретном виде речевой деятельности, на третьей стадии выполняется речевая деятельность в облегченных условиях и условиях, приближенных к реальным.

Принцип сознательности - от понимания этого принципа в обучении иностранным языкам в большей степени зависит характер конкретного обучающего метода. Длительное время реализация сознательности в обучающем функционировании понималась как глубокое осознание системы осваиваемого языка, то есть грамматической специфики. Появилась проблема соотношения правила и речевого действия, степени сознательности и интуитивности в постижении формального речевого аспекта на иностранном языке. Выбор конкретного пути постижения, степень участия осознанности учеников зависит от обучающих целей, возраста учащихся, обучающего этапа.

Принцип активности заключается в интенсивности психической деятельности ученика, то есть внимания, мышления, памяти и воли. Задача преподавателя иностранного языка активизировать учеников при помощи создания мотивирования, стимулирования межкультурных сопоставлений, отождествлении с иноязычной культурной традицией, широкого использования ролевого поведения, применения упражнений, направленных на стимулирование речемыслительной активности.

Принцип наглядности - существуют два направления воплощения принципа наглядности на занятиях по иностранному языку: применение наглядности в качестве обучающего и познавательного приема. В первом случае специально подобранные зрительно-слуховые образцы помогают ученикам освоить фонетические и орфоэпические языковые нормы, лексико-грамматические единицы, научиться понимать речь на слух и формулировать свои мысли. Во втором случае средства наглядности выступают как источник информации.

Требования к обозначению принципов обучения иностранным языкам

  1. Специфичность – неприемлемость или невозможность прилагать этот принцип к обучающей методике других дисциплин.
  2. Методическое содержание – важность отображения в обозначенном правиле тех категорий и явлений, которые присущи только методической, а не иной научной отрасли.

Общие и частные принципы обучения иностранным языкам

Общие принципы:

  1. Коммуникативная направленность обучения иностранному языку.
  2. Учитывание специфики родного языка.
  3. Главенствующая роль упражнений на всех этапах и на всех участках постижения иностранного языка.

Частные принципы:

  1. Принцип обучения иностранному языку на речевых примерах (отбор учебного языкового и речевого материала, в результате чего учащимся рекомендуется в собирательной форме наиболее употребительная фонетическая, лексическая и грамматическая информация, часто употребляемые речевые примеры, усвоение которых дает возможность ученикам пользоваться коммуникативными актами при устной речи и чтении).
  2. Принцип сочетаемости языковых тренировок с речевой практической деятельностью. Смысл этого правила ориентирует преподавателя иностранного языка на такую работу, когда усвоение языковой информации представляется важной, но подчиненной задачей, в то время как речевая практическая деятельность становится главной задачей, а речевые упражнения – завершающей стадией любой работы над материалом иностранного языка.
  3. Принцип взаимодействия основных видов речевого функционирования (аудирование, говорение, чтение и письмо взаимосвязаны между собой, если один из них недостаточно развит, то в формировании компетенций способствует другой вид речи).
  4. Принцип устной опережаемости в обучении чтению и письму (усвоение устной иноязычной речи наряду с чтением становится основополагающей целью определенной программы иностранного языка; правило обеспечивает регулярные встречи ученика с активизируемой учебной информацией, употребляемой в устной речи и при чтении иностранного текста).
  5. Принцип апроксимации учебного функционирования (дает возможность учителю иностранного языка рационально организовать и контролировать учебно-воспитательное функционирование, что повышает его результативность; педагог может опускать те ошибки в языке и речи, которые не нарушают общения).
  6. Принцип интенсивности начального этапа обучения иностранному языку (начальный этап обучения должен быть интенсифицирован, то есть формирование умений и навыков требует большого числа тренировок и повторений языковой информации).
Замечание 1

Специфические принципы применяются в ходе обучения определенным аспектам языковой системы или конкретным видам речевой практики.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :