Логопедия и ее сущность
Определение 1
Логопедия представляет собой отдельную науку, которая занимается коррекцией и лечением заболеваний, связанных с дефектами речи.
Каждый третий ребенок рождается со скрытыми дефектами речи, которые проявляются в тот момент, когда дети начинают говорить. Дефекты могут носить самый разный характер: некоторые не могут выговорить определенные буквы, а другие с трудом осваивают алфавит в целом.
Такие дефекты речи вызывают у детей комплекс неполноценности, из – за того, что детям с такими проблемами сложно адаптироваться в коллективе, школе, детском саду и т.д.
Все речевые дефекты можно исправить, некоторые все равно могут не исчезнуть до конца, ввиду этого ребенок и во взрослой жизни будет говорить неправильно.
Существуют специалисты в области коррекции речи – это логопеды.
Определение 2
Логопед – это специалист, который помогает детям и взрослым избавиться от проблем, которые есть в рамках речевых возможностей.
Логопеды чаще всего работают с детьми, также лечению и корректировке речи поддаются и взрослые, но гораздо реже. Большинство специалистов уверены, что речевые возможности наиболее активны в детском возрасте, когда еще до конца не сформирован организм и многие органы могут формироваться под действием роста, развития и технических тренировок.
Наиболее распространенным дефектом в логопедии считается неверное произношение буквы «р» и, соответственно, слов, где она присутствует. Такой дефект называют «картавость».
Этот вид дефекта лечиться, причем у 90% детей, но у 10% он так и остается дефектов, возможно, не таким ярко выраженным.
Замечание 1
Наука логопедия строиться на основных принципах: общедидактических и специфических.
Общедидактические принципы логопедии
К общедидактическим принципам логопедии можно отнести:
- Принцип научности. Все теории, методы лечения должны опираться на научные теории и практику, только так можно достичь эффективных результатов лечения. Научные подходы позволят расширять знания, выдвигать новые теории, подтверждать или опровергать старые доводы и выводы;
- Принцип системности. Все данные, которые получают логопеды в процессе практики, должны быть систематизированы, информация должна иметь характер последовательности, только так можно достигать высоких результатов в науке. Также это касается и практики, все этапы лечения должны быть последовательными, а не спонтанными;
- Принцип доступности. Информация, которая собирается во время практики, должна быть доступна для всех логопедов, только так можно развивать науку и совершенствовать методы лечения. Открытый доступ к информации позволяет черпать новые возможности, делать новые открытия;
- Принцип наглядности. Все подходы и методы лечения в логопедии должны излагаться таким образом, чтобы это было понятно всем специалистам, прежде всего, необходимо использовать способ наглядности в данном случае, позволяющий не только теоретически словесно оценить информацию, но и наглядно увидеть результат;
- Принцип сознательности и активности. Каждый специалист в области логопедии должен осознанно выполнять свою работу, а также представлять полученные результаты, нельзя использовать непроверенную информацию или ложные предположения. Также среди специалистов должна присутствовать активность, то есть каждый должен стремиться чего – либо достигать, развиваться сам и развивать науку и т.д.
Все перечисленные принципы очень важны для науки логопедии, так как они формируют основу, которая позволяет эффективно развиваться науки и дальше.
Специфические принципы логопедии
К специфическим принципам логопедии можно отнести:
- Принцип учета речевой структуры и особенностей пациента. Каждый пациент логопеда особенный, а, точнее, у каждого есть своя специфическая форма заболевания, которая и повторяется у других, но очень редко. Ввиду этого необходим индивидуальный подход логопеда к своим пациентам. Также важно соблюдать учет структуры заболевания, отслеживать признаки болезни, систематичность ее наступления и т.д. Все это необходимо для формирования истории болезни и правильно диагноза;
- Принцип комплексности. Часто речевые дефекты возникают не только по причине физического строения, но и по другим причинам, например, психологическим. Ввиду этого логопед должен рассматривать проблему с разных сторон, не обязательно исправлять дефекты путем упражнений и занятий, не всегда они могут быть эффективными. Главное использовать целую комбинацию различных методов и приемов лечения, которые затронут все аспекты болезни пациента;
- Принцип дифференцирования. Также в работе логопеда правильно использовать разные методы лечения, опираясь на историю болезни пациента, а также симптомы заболевания, научные знания и т.д. Это подход является наиболее оптимальным, так как изучение всех аспектов заболевания позволит поставить более правильный диагноз;
- Принцип использования этапов. Лечение лучше всего осуществлять поэтапно, то есть сначала пройти низший этап, самый простой, далее наблюдать за результатами, потом можно внедрять и использовать другой этап лечения, более сложный, если результатов не будет тогда переходить к более сложным этапам. Поэтапность дает правильный результат, а, главное, не всегда имеет смысл углубляться в лечение, выздоровление может наступить и на начальном этапе;
- Принцип игры. Логопеды чаще всего работают с детьми, что подразумевает сложность в лечении, так как дети более активны, чем взрослые, менее сосредоточены и у них нет большого желания лечиться. Поэтому в работе с детьми лучше всего использовать атмосферу игры, то есть лечение должно быть для ребенка интересным занятием, только в этом случае процесс лечения будет наиболее эффективным и результатов можно достичь куда быстрее.
Все перечисленные специфические принципы логопедии должны реализовываться в процессе лечения, с помощью них можно более глубоко понять причины заболевания ребенка и быстрее справиться с существующими проблемами.