История дидактики подчеркивает тесное применение этого термина совместно с педагогикой. В.Ратке (1571-1635) был немецким педагогом который впервые ввел в обиход понятие «дидактика», его курс лекций назывался «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В таком же значении это понятия представил уважаемый чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), который в 1657 году опубликовал свой труд «Великая дидактика».
В результате развития педагогической науки, дидактика начинает концентрировать свое внимание на теоретических вопросах образования и обучения. Ощутимы вклад в мировую дидактику привнесли Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), И.Г. Песталоцци (1746-1827), А. Дистервег (1790-1816), К.Д. Ушинский (1824-1870), Д. Дьюи (1859-1952), В. Лай (1862-1926) и многие другие.
Вклад в развитие отечественной дидактики на пороге XX века, был осуществлён через труды П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.К. Гастев, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак и другие.
Ощутимые вклады в научное обоснование дидактики, с определением его предмета и объекта также внесли B.С. Ильин, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый и другие. Вклады этих педагогов в развитие дидактики сегодня позволяют находить ответы на актуальные вопросы современной педагогики.
Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934) - советский педагог-экспериментатор, автор многочисленных работ на тему воспитания. В 1905 году начал свою педагогическую деятельность находясь среди детей рабочей окраины Москвы. В том же году, совместно с А.У. Зеленко открывает клуб для детей в Москве. В 1906 году создал «Сетлемент», общество которое пропагандировало социализм среди детей, за что и было закрыто в 1908 году, полицией, а сам Шацкий был арестован. С 1910 года был руководителем общества «Детский труд и отдых». В 1911 году основал детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В период с 1919 по 1932 годы, занимается руководством трудов первой опытной станции по образованию народа. Являлся директором Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории, в период с 1932 по 1934 года.
В настоящее время, в чаще возникает потребность в объединении усилий учителей из разных специальностей, с целью разрешения сложных задач, которые стоят перед теорией и практикой образования. Именно поэтому каждый участник, должен четко понимать предмет своего изучения. Имел реальное представление о назначении этого предмета и его месте в общей группе развивающей образовательную культуру.
Дидактика – это теория образования и учения, она изучает взаимосвязанные составляющие образовательного процесса, в результате которого воспитанники приобретают знания.
Дидактика является частью педагогической науки, которая демонстрирует общий вид теоритической основы образования и обучения. В дидактике, эти основы сформулированы и выражены через закономерности задач и содержаний обучения.
У дидактики существуют две составляющие:
Объект дидактики - это обучение.
Структура дидактики делится на 7 составляющих:
Дидактика должна описывать и объяснять условия реализации учебного процесса. Помочь в реализации создания более совершенных процессов обучения, новых методов организации учебных процессов.
Дидактика как часть педагогики, включающая в себя свои предметы и области изучения, разрешающая четко поставленные вопросы из интересующего его круга, оперирует определённой ей сводом знаний и понятий. Наиболее важными понятиями в дидактике являются: обучающий процесс, принцип обучения, содержание образования, методы и их формы, разновидности организации обучения.
Дидактика и методика развиваются в тесном контакте друг с другом. Дидактика основывает свои наблюдения на практике преподавания определённых учебных дисциплин, подчеркивая в них факты, примеры, с помощью которых можно создать основание для обобщения и вскрытия закономерностей. Все что познает дидактика, должно применяться в предметных методиках, для дальнейшего развития образовательного процесса.
Своим предметом рассматриваемым дидактикой является обучение. Оно рассматривается в первую очередь как особый вид деятельности, основным действием которого является достоверное и качественная передача знаний подрастающему поколению.
Специфическим отношением применяемым к этой деятельности, заложенным в её теоритической основе анализа с точки зрения педагогики, является отношение подачи знаний, олицетворяющее действие учителя и ученика, как единое целое. Другие отношения становятся дидактическими, в следствии объединения этих отношений. Книга становится учебником, как только она включается в обучающий процесс, и становится инструментом для учителя и ученика.
Дидактика характеризуется как рассмотрение содержательной и процессуальной сторон обучения как единого целого. Знания изучаются совместно с методами их передачи и усвоения.
Также стоит добавить, что поле зрение дидактики находится в воспитательной роли учебного процесса. Для того, чтобы создать благоприятные условия, способствующие активному и творческому делу учащихся.