Правилами называются связанные общими принципами стандарты педагогического процесса. В основном это руководящие концепции, раскрывающие отдельные аспекты использования того или иного обучающего метода. Правила — это своего рода переходное звено от теоретической сферы к практической. Они требуют от педагога выполнения конкретного алгоритма действий в тех или иных ситуациях. Работая в соответствии с правилами, педагог не задумывается о научных идеях, лежащих в их основе. А это значит, что правила способны автоматически обеспечить выполнение обучающих принципов. Таким образом, посредством правил реализуются принципы.
Правила организации обучающей деятельности определяют формы проведения занятий, состав учащихся, время и место занятий, последовательность различных видов учебной деятельности, методы руководства педагогов воспитанниками.
Уроком называется коллективная форма обучения со свойственным ей неизменным составом учеников, определенными временными рамками проводимых занятий, строгим регламентированием всей учебной деятельности.
Урок - это ключевой формат организации учебной деятельности. Урок, являясь организационной формой, обеспечивает условия для объединения воспитания и обучения в один комплексный процесс. Если правильно организовать урок, то можно реализовать все дидактические требования.
Учебная деятельность включает в себя такие виды уроков:
Присутствуют в обучающей системе и нестандартные уроки, созданные с целью стимулирования интереса к познанию.
Общие требования к педагогу могут быть сформулированы таким образом:
Требования касательно организации и проведения уроков условно подразделяются на четыре вида:
Педагогу необходимо владеть на высоком уровне воспитательными и обучающими методами, творчески применять новейшие достижения педагогической науки, перенимать педагогический опыт, рационально руководить практической и познавательной работой учеников, интеллектуально развивать их.
В России учеба осуществляется:
В школьном учреждении занятия проходят в специальных кабинетах и лабораториях, на пришкольных участках, в мастерских.
Как правило, урок ограничивается конкретными временными рамками по запланированному расписанию. Работа педагога и его воспитанников зависит и от выбранных для определенных занятий обучающих методик. Обязательно присутствует итоговый учет знаний и навыков - зачеты и экзамены; текущая проверка осуществляется на каждом уроке и семинаре.
Организационные формы помогают реализовать содержательную наполненность учебного процесса, дидактические методики и обучающие задачи. В зависимости от поставленного задания, направления работы, степени подготовки учеников элементы учебной деятельности по-разному различно распределяются между различными организационными формами занятий, например, знакомство с новой информацией осуществляется на уроке в школьном учреждении, а иногда задается на дом, лабораторные работы проводятся в специально оборудованном кабинете, а зачеты преподаватель принимает во время специальных занятий.
Формы обучения теснейшим образом между собой связаны. Воспитательные и образовательные задачи решаются педагогом в тесном единстве путем использования содержания учебной информации и методик обучения.
В школьном учреждении урок - это основная форма организации учебной деятельности. На каждом занятии педагог ставит перед собой обязательные задачи:
Именно эти постоянные и важные задачи и определяют структуру уроков.