Социально-экономическая и образовательная ситуация 70-х годов, характеризующаяся: развитием научно-технического прогресса, ростом производства, стремительным развитием науки, интенсивным ростом и скоростью информационного потока - вызвали объективную необходимость в повышении качества образования и создании оптимизированного и интенсифицированного учебного процесса. Условия рыночной экономики требовали постановки такого обучения, при котором результат должен быть определенным, гарантированно достижимым и направленным на развитие самостоятельности, исследовательской способности, мобильности, нестандартности, критичности мышления. Разработки технологических подходов к обучении привели к возникновению педагогической технологии (ПТ), главная цель которой стала - обеспечить эффективность образовательного процесса с гарантией достижения запланированных результатов.
Сегодня в науке наблюдается разная дефиниция понятия ПТ, одни авторы исследуют ПТ как науку, другие- как систему приемов, алгоритмов, третьи – как способ мышления и пр. Одно из определений может быть следующим:
ПТ – концептуальная системная модель организации учебно-воспитательного процесса, гарантирующая достижение запланированных целей.
В любом случае понятие ПТ должно затрагивать три аспекта:
Как и любая технология, ПТ представляет собой четко организованный процесс, в результате которого происходит качественное изменение в развитии обучаемого.
ПТ в структурном наполнении можно представить следующей схемой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения
Для успешного функционирования ПТ как системной модели нужна тщательно продуманная "отладка" всех составляющих компонентов и их взаимодействия.
Источниками ПТ являются:
Одна и та же ПТ в исполнении разных педагогов будет выглядеть по-другому: неизбежно сказывается роль личностного фактора учителя, особенностей ученической аудитории, общей атмосферы и традиций, заложенных в конкретной школе. Но, несмотря на видимые различия, результаты будут варьироваться вокруг среднего индекса, задающегося данной технологией. То есть ПТ опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.
В массовом образовании среди наиболее перспективных и популярных выделяются следующие:
Необходимо отметить, что в современной российской массовой школе цели претерпели значительные изменения - снята декларация о всестороннем гармоническом развитии, в большей степени исключена идеологизация, наблюдаются перемены в особенностях нравственного воспитания, однако, представление цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней. И, несмотря на многочисленность технологических разработок и отдельные попытки внедрения инновационных технологий в практику, в традиционной школе пока сохраняется примат объема информации над культурой личности, рационально-логического способа познания над чувственно-эмоциональной.