Поликультурное образовательное пространство


Поликультурное образовательное пространство

Узкое понимание «поликультурное образовательное пространство»

Определение 1

Термин «поликультурное образовательное пространство» является частью более обширного, нового понятия «образовательное пространство», которое в настоящее время в педагогической науке насчитывает до десяти толкований. Исследователи относительно сошлись во мнении, понимая под образовательным пространством сложную интегративную систему, направленную на реализацию процессов образования, воспитания и развития (Г. Н. Сериков).

Отмечается взаимосвязь понятий образовательного пространства и образовательной среды, которая влияет на первое во времени и своим многообразием (культуры, социума и собственно личности). Вместе с тем поликультурная образовательная среда со всеми ее подвидами (образовательное учреждение, семья, культура) включается в поликультурное образовательное пространство (часть социума во всех его проявлениях).

Признак поликультурности образовательной среды возникает прежде всего по причине этнической многоликости нашей страны, что вызывает необходимость мирного сосуществования и взаимодействия разных культур. Данный признак касается личности (воспитание толерантности), социума и образовательного процесса (развитие адаптивных свойств для возможности жить в поликультурном обществе).

Понятие «поликультурности» считается тождественным понятию «интернациональности», которое ранее, в период расцвета советской педагогики, было весьма востребовано и распространено.

В этих условиях необходимы государственные рычаги управления многонациональным государством (существует федеральная целевая программа в данном направлении на период с 2014 по 2025 гг). В то время как сама личность стремится с одной стороны сохранить свою культурную и национальную идентичность, а с другой – приспособиться к окружающей действительности.

Понятие поликультурности подразумевает не только многообразие культур и народов, но и разницу культур возраста, пола, социума, профессии, способов проведения свободного времени и т.п.

Определение 2

Поликультурное образовательное пространство есть сложный интегративный феномен, образованный внутренним самоощущением личности этнической самоидентичности и ее готовности к полиэтническому диалогу с целью мира и согласия. (В. Н. Гуров)

Признаки поликультурного образовательного пространства:

  • Интегративность,
  • Согласованность образовательных учреждений, социальных институтов и органов управления ими,
  • Равные возможности для всех групп граждан в получении образовательных услуг,
  • Открытость современного содержания образования к информационному потоку о культурах других стран и нашей страны.

Широкое понимание поликультурного образовательного пространства

Определение 3

Поликультурное образовательное пространство есть система федеральных, региональных образовательных систем для взаимообмена и взаиморазвития с целью подготовки современной молодежи к существованию в поликультурной и многонациональной среде в рамках общенациональных культурных тенденций и общемировых образцов существования.

Поликультурное образовательное пространство определяется личностью и сформированными у нее ценностями взаимодействия в условиях поликультурного общества, что возможно только в результате работы с обучающимся и его нравственным развитием в таких условиях.

Выделяют следующие модели поликультурного образовательного пространства:

  1. Формирования культуры межнационального взаимодействия и культуры отношений между нациями,
  2. Адаптивная модель для детей-мигрантов, их развития в условиях поликультурной среды,
  3. Формирования новой языковой личности, владеющей несколькими языками, способной реализовываться в условиях поликультурной среды.

Содержание поликультурного образовательного пространства определяется интеграцией культур, их взаимовлиянием:

  • Социокультурная среда (социальные институты: семья, СМИ и др.)
  • Внешняя среда,
  • Внутренняя среда.

Средства, актуальные в образовательном поликультурном пространстве: мониторинг реальных взаимоотношений детей в семье, семьи и школы, повышение культурного уровня педагогов, формирование поликультурных компетенций.

По мнению отдельных авторов, в современную педагогику, программы необходимо включение формирования поликультурной компетенции, согласно которой обучающийся будет владеть умениями толерантного существования в условиях поликультурного общества и готовности проявлять свою компетенцию в ситуациях, которые могут возникать спонтанно (в кино, на улице, во время знакомства, путешествия и т.п.).

Основой поликультурного воспитания является изучение собственной культуры. Осознание собственной причастности нации, любовь к традициям страны, ее истории позволит овладеть и межкультурной компетенцией.

Все это позволит облагородить и наполнить поликультурное образовательное пространство.

Существует также понимание поликультурного образовательного пространства как социального феномена стабильности, способ удовлетворения потребности в познании и культурного приобщения, фактора защиты детей и подрастающего поколения.

Значение поликультурного образовательного пространства

Вопросы защиты подрастающего поколения вызваны негативными явлениями современного мира (терроризм, национальная неприязнь, разрушение природных ресурсов), что требует изменений во всех образовательных процессах мира.

Человек, воспитанный в рамках поликультурного образовательного пространства, способен самостоятельно мыслить, понимая культурную ценность своей и чужой наций. Это позволит ему в экстремальной ситуации противостоять различным негативным асоциальным явлениям, которые возникают в подобных условиях.

Замечание 1

В качестве средства воспитания в поликультурном образовательном пространстве выступают взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Для развития чувства общности, патриотическо-гражданских чувств, идентичности с нацией используются символы: флаг, гимн, национальные праздники и т.п.

Знание гражданских и конституционных прав в своей стране и мире позволит обучающемуся успешно существовать в условиях поликультурного пространства. Психолого-социальные тренинги позволят подросткам получить навыки самопрезентации, преодолевая склонности к конфронтации и негативное влияние современных явлений общества.

Поликультурное образовательное пространство призвано научить противостоять негативной провокационной информации СМИ, Интернет-пространства, формируя независимое мировоззрение.

Необходимо формирование у современной молодежи ответственного отношения к собственному здоровью, формирование представлений о здоровом образе жизни, согласно историческим, экологическим, национальным особенностям страны, прививая ценности здоровьесберегающих технологий в условиях поликультурной среды.

Таким образом, поликультурное образовательное пространство формируется в результате деятельности культурных, социальных, педагогических, государственных институтов, обеспечивающих безопасность подрастающих поколений, наделяя их необходимыми знаниями и формируя умения жить и взаимодействовать с другими нациями, сохраняя свою национальную идентичность и толерантно относясь к другим культурам.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :