Термин «поликультурное образовательное пространство» является частью более обширного, нового понятия «образовательное пространство», которое в настоящее время в педагогической науке насчитывает до десяти толкований. Исследователи относительно сошлись во мнении, понимая под образовательным пространством сложную интегративную систему, направленную на реализацию процессов образования, воспитания и развития (Г. Н. Сериков).
Отмечается взаимосвязь понятий образовательного пространства и образовательной среды, которая влияет на первое во времени и своим многообразием (культуры, социума и собственно личности). Вместе с тем поликультурная образовательная среда со всеми ее подвидами (образовательное учреждение, семья, культура) включается в поликультурное образовательное пространство (часть социума во всех его проявлениях).
Признак поликультурности образовательной среды возникает прежде всего по причине этнической многоликости нашей страны, что вызывает необходимость мирного сосуществования и взаимодействия разных культур. Данный признак касается личности (воспитание толерантности), социума и образовательного процесса (развитие адаптивных свойств для возможности жить в поликультурном обществе).
Понятие «поликультурности» считается тождественным понятию «интернациональности», которое ранее, в период расцвета советской педагогики, было весьма востребовано и распространено.
В этих условиях необходимы государственные рычаги управления многонациональным государством (существует федеральная целевая программа в данном направлении на период с 2014 по 2025 гг). В то время как сама личность стремится с одной стороны сохранить свою культурную и национальную идентичность, а с другой – приспособиться к окружающей действительности.
Понятие поликультурности подразумевает не только многообразие культур и народов, но и разницу культур возраста, пола, социума, профессии, способов проведения свободного времени и т.п.
Поликультурное образовательное пространство есть сложный интегративный феномен, образованный внутренним самоощущением личности этнической самоидентичности и ее готовности к полиэтническому диалогу с целью мира и согласия. (В. Н. Гуров)
Признаки поликультурного образовательного пространства:
Поликультурное образовательное пространство есть система федеральных, региональных образовательных систем для взаимообмена и взаиморазвития с целью подготовки современной молодежи к существованию в поликультурной и многонациональной среде в рамках общенациональных культурных тенденций и общемировых образцов существования.
Поликультурное образовательное пространство определяется личностью и сформированными у нее ценностями взаимодействия в условиях поликультурного общества, что возможно только в результате работы с обучающимся и его нравственным развитием в таких условиях.
Выделяют следующие модели поликультурного образовательного пространства:
Содержание поликультурного образовательного пространства определяется интеграцией культур, их взаимовлиянием:
Средства, актуальные в образовательном поликультурном пространстве: мониторинг реальных взаимоотношений детей в семье, семьи и школы, повышение культурного уровня педагогов, формирование поликультурных компетенций.
По мнению отдельных авторов, в современную педагогику, программы необходимо включение формирования поликультурной компетенции, согласно которой обучающийся будет владеть умениями толерантного существования в условиях поликультурного общества и готовности проявлять свою компетенцию в ситуациях, которые могут возникать спонтанно (в кино, на улице, во время знакомства, путешествия и т.п.).
Основой поликультурного воспитания является изучение собственной культуры. Осознание собственной причастности нации, любовь к традициям страны, ее истории позволит овладеть и межкультурной компетенцией.
Все это позволит облагородить и наполнить поликультурное образовательное пространство.
Существует также понимание поликультурного образовательного пространства как социального феномена стабильности, способ удовлетворения потребности в познании и культурного приобщения, фактора защиты детей и подрастающего поколения.
Вопросы защиты подрастающего поколения вызваны негативными явлениями современного мира (терроризм, национальная неприязнь, разрушение природных ресурсов), что требует изменений во всех образовательных процессах мира.
Человек, воспитанный в рамках поликультурного образовательного пространства, способен самостоятельно мыслить, понимая культурную ценность своей и чужой наций. Это позволит ему в экстремальной ситуации противостоять различным негативным асоциальным явлениям, которые возникают в подобных условиях.
В качестве средства воспитания в поликультурном образовательном пространстве выступают взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Для развития чувства общности, патриотическо-гражданских чувств, идентичности с нацией используются символы: флаг, гимн, национальные праздники и т.п.
Знание гражданских и конституционных прав в своей стране и мире позволит обучающемуся успешно существовать в условиях поликультурного пространства. Психолого-социальные тренинги позволят подросткам получить навыки самопрезентации, преодолевая склонности к конфронтации и негативное влияние современных явлений общества.
Поликультурное образовательное пространство призвано научить противостоять негативной провокационной информации СМИ, Интернет-пространства, формируя независимое мировоззрение.
Необходимо формирование у современной молодежи ответственного отношения к собственному здоровью, формирование представлений о здоровом образе жизни, согласно историческим, экологическим, национальным особенностям страны, прививая ценности здоровьесберегающих технологий в условиях поликультурной среды.
Таким образом, поликультурное образовательное пространство формируется в результате деятельности культурных, социальных, педагогических, государственных институтов, обеспечивающих безопасность подрастающих поколений, наделяя их необходимыми знаниями и формируя умения жить и взаимодействовать с другими нациями, сохраняя свою национальную идентичность и толерантно относясь к другим культурам.