Разнообразные подходы к педагогическому общению
Определение 1
Любой образовательный процесс подразумевает непосредственно общение учителя с учениками, такое общение можно назвать педагогическим.
Педагогическое общение отличается от простого общения тем, что в процессе образования педагог должен вести разговор таким образом, чтобы передать знания и необходимую информацию детям в том виде, который требует образование и воспитание.
Педагоги и социологи рассматривают разные подходы в определении педагогического общения:
- Так, ученый С.С. Степанов говорит о том, что педагогическое общение – это учебно - воспитательный процесс в ходе которого идет тесное взаимодействие непосредственно учащихся и педагогов, целью которого является воспитание нормальных полноценных личностей;
- К.К. Платонов говорил о том, что педагогическое общение представляет собой также непосредственное взаимодействие учащихся и педагогов, в процессе которого все субъекты того процесса обмениваются полезной, рациональной информацией, знаниями, навыками и опытом;
- И.А. Зимняя трактует педагогическое общение как учебно – воспитательный процесс и взаимодействие субъектов образование, в ходе которого учитель и ученики сотрудничают друг с другом, результатом такой деятельности служит воспитание и развитие личностей учащихся;
- А.А. Реан и Я.Л. Коломинский говорили о том, что педагогическое общение представляет собой профессиональное общение между учителями и учениками в рамках образовательного процесса, целями и задачами такого общения выступают следующие мероприятия: научить детей определенным навыкам, давать знания по разнообразным предметам, воспитывать детей, создавать благоприятную психологическую атмосферу, развивать учеников в творческом аспекте и т.д.;
- А.Н. Леонтьев говорил о педагогическом общении как о профессиональном общении педагога и учеников как в рамках занятий, так и вне учебного процесса. В целом педагогическое общение должно формировать культурную среду, в которой дети получают знания, воспитываются, всесторонне развиваются. Также педагогическое общение должно формировать психологическую атмосферу, в которой каждый ребенок сможет существовать и полноценно развиваться, а, главное стремиться к развитию.
Таким образом, определение педагогического общения большинство известных ученых и социологов, педагогов трактует по – разному, но смысл определения единый.
Замечание 1
Педагогическое общение призвано организовать полноценный процесс обучения, в рамках которого каждый ученик будет чувствовать себя комфортно, а, значит, будет стремиться развиваться и получать максимальное количество знаний и умений.
Особенности педагогического общения
К особенностям педагогического общения можно отнести:
- Педагогическое общение, как профессиональная форма общения, должна быть направлена на большое количество людей, то есть каждый педагог должен уметь взаимодействовать сразу с множеством учеников, а, главное, чтобы ученики понимали педагога, и им было комфортно в процессе общения. Важно донести информацию до каждого слушателя. Если из класса педагога понимает только малая часть обучающихся, а остальные не до конца или вовсе не понимают учителя, то в данном случае в педагогическом общении есть дефекты и проблемы, которые необходимо прорабатывать;
- Педагогическое общение должно сочетать в себе две основные составляющие: это деловее общение и личностное. То есть учитель одновременно должен и преподносить учебный материал и также взаимодействовать с группой на уровне знакомых, хороших друзей. Только так можно достичь максимального успеха в обучении;
- Педагогическое общение подразумевает общение в течение длительного времени, то есть не один год и не два, а десятки лет. Это необходимое условие качественного образования, причем педагог должен с каждым годом немного менять стиль общения ввиду взросления учеников;
- Педагогическое общение носит в целом принудительный характер, так как не всегда ученики хотят слушать учителя, однако это необходимо. В данном случае педагогу лучше всего построить общение таким образом, чтобы оно не было в тягость ученикам, чтобы они сами хотели и требовали общения;
- Педагогическое общение, его стиль, форма не должны завесить от количества учеников и даже их активности, хотя второе условие достаточно сложное. Если активность учеников на занятиях повышенная, то есть требует психологической устойчивости учителя, такое занятие вести сложно;
- Педагогическое общение обязательно взаимодействует с другими формами обучения на занятиях, являясь как бы основным элементом преподавания. Так, даже практическое занятие, в ходе которого ученики почти всегда самостоятельно выполняют задание, не обходится без педагогического общения. Педагогическое общение – это некий обязательный элемент всего процесса образования;
- Многофункциональность педагогического общения. С помощью общения педагог может одновременно решать ряд целей и задач. Многофункциональность предполагает различные приемы, способы и методы общения, которые необходимо использовать в трудовой деятельности педагога.
Таким образом, педагогическое общение имеет множество специфических особенностей, оно способно решать множество педагогических задач. Главное в педагогическом общении – это сочетать все его методы, чтобы образовательный процесс был интересным, качественным, чтобы налаживать максимальный контакт с учениками и всегда следовать современным тенденциям образовательного процесса.
Итак, педагогическое общение представляет собой целый комплекс различных элементов, с помощью которого реализуется образовательный процесс, в ходе которого детей обучают и воспитывают. Педагогическое общение способно сформировать у детей правильное представление о мире, о своем месте в общественной жизни, об окружающей среде и т.д. Ввиду всего вышесказанного роль педагогического общения высока, поэтому необходимо уделять особое внимание умению педагога разговаривать с детьми, общаться.