Подход представляет собой конкретную идею, точку зрения, теоретическую концепцию, принципы, отражающие направления исследовательской, реорганизационной деятельности педагогического процесса.
Подход к образовательному процессу выступает фундаментальной категорией, имеющей методический характер, согласно с которой осуществляется изучение всех объектов, процессов и явлений, сопряженных с образовательным и воспитательным педагогическим процессом.
Педагогические подходы являются выбором характера влияния на процесс построения взаимоотношений педагога с учащимся, нацеленного на личностное развитие учащегося, как субъекта окружающей социальной действительности. Педагогические подходы имеют научное обоснование.
Применение педагогических подходов в образовательной и воспитательной сфере необходимо, поскольку они направлены на формирование условий для саморазвития и самореализации личности в социуме, где происходит постоянное обновление взаимосвязей, взаимоотношений и взаимодействий в образовательной среде. Педагогические подходы позволяют обеспечить предметное и социально-педагогическое снабжение развивающей и организационной общественной сферы.
Педагогические подходы состоят из методов и принципов, на основе которых разрабатывается стратегия учебно-воспитательного процесса и строятся тактические планы.
К основным педагогическим подходам, базирующимися на методологии педагогики, относятся:
Системный педагогический подход предполагает исследование компонентов педагогической системы в их единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.
Посредством его применения удается отыскать общие специфические черты и качественные свойства отдельных компонентов педагогики, представляющей собой целостную, многогранную систему. Любой педагогический процесс или явление представляет собой целостную систему, в которой каждый компонент имеет свое особое значение, место, цели и задачи. Однако, он активно воздействует на общий системный механизм, а тот, в свою очередь, влияет на развитие каждого системного компонента. Каждый элемент системы выступает самостоятельной системной единицей или подсистемой, которая может быть сложной по организации, состоять из совокупности взаимосвязанных элементов.
Системный подход рассматривает педагогический процесс и каждый его компонент не обособлено от окружающей среды. Система может развиваться и работать только во взаимодействии с внешней средой.
Подход к образовательным системам должен носить целостный характер, что позволит дать максимально расширенное описание каждого педагогического процесса или явления.
Деятельностный подход основан на рациональном преобразовании человеческой личностью окружающей действительности.
Преобразовательная деятельность основывается на трудовой деятельности. Труд выступает базой материальной и духовной деятельности личности. В процессе деятельности осуществляется преобразование окружающего мира, которое носит творческий характер. Это способствует и собственному изменению личности, ее саморазвитию.
Деятельностный подход не исследует личность и ее развитие в процессе работы. Личность выступает, в данном случае, субъектом трудовой и познавательной деятельности.
Основными задачами деятельностного подхода являются:
Личностный педагогический подход базируется на первостепенной роли сущности человеческой личности, ее многообразии и сложности.
Личностный подход имеет следующее целевое назначение:
Культурологический подход базируется на взаимодействии личности с культурой. Процесс образование рассматривается, как постепенный переход от усвоения знаний и становление образованной личностью к усвоению культурных ценностей и формированию культурной личности. Данный подход основывается на культурной идентичности личности и необходимости развития гуманистических начал в образовательной сфере.
Данный подход ставит человеческую личность, ее проблемы на первое место. Образовательный процесс строиться на основе мировых и национальных культурных установок. Педагогический процесс призван повысить не только культурный уровень учащихся, но и педагогов, а также иных субъектов образовательной системы.
Данный подход в методологии педагогики ориентирован на организацию учебного процесса, учитывающую специфику, традиции, культурные особенности конкретного народа, его обычаи и историю. Педагог должен исследовать этнос учебной группы и использовать его возможности по максимуму, чтобы достичь поставленных учебно-воспитательных целей.
Данный подход базируется на идеях народного воспитания, его целесообразности и продуктивности. Личность развивается на основе усвоения народного наследия, народного опыта воспитания и образования, ценностей, жизненного уклада, религиозных верований народа.
Антропологический подход базируется на применении различных научных областей знания о человеке и их учете при разработке системы образования и организации учебно-воспитательного процесса.
Основными направлениями и задачами педагогической антропологии являются:
Педагогическая антропология ориентирована на персонализацию и оптимизацию восприятия и обучения каждого учащегося, с учетом его возможностей, способностей и потребностей.