Семейное образование и его положительные стороны
Законодательство РФ дает право родителям на обучение ребенка в домашних условиях. Семейное воспитание предполагает получение образования вне школьных учебных заведений и возложение ответственности за результаты обучения на плечи родителей.
Естественно, что переход на семейное образование является важным и ответственным шагом родителей, требующим от них осознанного принятия решения и готовности организовать процесс обучения в домашних условиях.
Семейное воспитание в современном мире становится популярным. Родители стремятся забрать ребенка из школьных учреждений, обосновывая свое решение недовольством эффективностью учебных программ и снижением мотивации учеников к познанию.
Замечание 1
Родители находят альтернативный вариант обучения – семейное образование, которое позволяет обучать ребенка в привычной домашней обстановке, проводить больше времени с родителями, больше успевать и обучаться правильной постановке приоритетов. Как свидетельствуют исследования, семейное обучение приводит к формированию самодостаточной личности и достижению лучших академических успехов, что максимизирует шансы детей на поступление в престижные высшие учебные заведения.
Положительными сторонами семейного образования являются:
- Индивидуальный подход к обучению. Родители могут сами спланировать расписание занятий и выбрать методику обучения, отвечающую потребностям и возможностям ребенка. Кроме того, темп обучения также подбирается индивидуально, что позволяет разобрать и усвоить материал, понять все до мелочей;
- Биологический ритм жизнедеятельности ребенка поддерживается. У каждого человека, независимо от пола и возраста имеется свой биологический ритм. Семейное обучение позволяет его поддерживать, не перетруждая ребенка, давая ему высыпаться и заниматься в наиболее благоприятные для этого часы;
- Педагогическое принуждение и насилие исключается. Также, в школьных стенах ребенок может подвергаться насилию со стороны сверстников и старшеклассников, что невозможно при семейном обучении;
- Ориентация обучения на раскрытие природных задатков и талантов ребенка. Программа обучения может быть направлена на развитие основных склонностей ребенка;
- Возможность изучения тех дисциплин, которые не входят в школьную программу или включены в нее в ограниченном количестве. Например, различные иностранные языки, искусство, архитектура;
- Отсутствие жестких правил и требований. В школьном учреждении обучение строиться по стандартам и правилам, которые обязательны к выполнению и их несоблюдение может привести к тому, что ребенок станет изгоем коллектива и, даже исключению из учебного заведения. В домашней обстановке обучаться гораздо проще и спокойнее;
- Возможность ускоренного освоения школьной программы. Школьная программа укладывается в определенные сроки, которые могут быть изменены в семейном обучении. Десятилетнее обучение можно пройти быстрее и сдать экзамены экстерном;
- Обучение в домашней обстановке помогает ребенку справиться с последующим сложным выбором профессии;
- Акцент обучения делается на понимание и усвоение материала, а не на соблюдение правил оформления, написания;
- Обучение может проходить в любом территориальном месте;
- Достаточное количество свободного времени на досуг, хобби, различные кружки и секции;
- Родители могут контролировать психическое, эмоциональное состояние ребенка, его здоровье и подбирать программу обучения с учетом этих показателей;
- Сдача экзаменов при семейном обучении осуществляется два раза в год. Ежедневного контроля выполнения домашних заданий нет и оценочная система знаний частично отсутствует.
Отрицательные моменты семейного образования
Помимо большого количества плюсов, семейное образование не исключает возникновения множества проблем.
На сегодняшний день, организация семейного образования сталкивается с проблемой противостояния ему государственных школ. Школы не желают терять своих учеников, а уход на семейное обучение стал очень распространен сегодня.
Управляющий состав учебных заведений активно отговаривает родителей от перехода на семейное обучение, подчеркивая недостаточную квалификацию родителей, их неспособность дать детям качественное образование и пройти процесс социализации. Конечно, учебные заведения имеют свои причины.
Они стремятся расширить количество учеников, с целью поддержания финансирования. Однако, семейное обучение не лишено недостатков. Отрицательными моментами семейного образования являются:
- Недостаточное развитие коммуникативных навыков ребенка. В школьном учреждении ребенок социализируется, учится общаться и взаимодействовать с разными возрастными категориями. В семейном воспитании ребенок оказывается лишенным этого развития;
- Развитие у ребенка чувства отчуждения и недостатка общения. Возможно, что при семейном воспитании ребенку будет не хватать взаимоотношений со сверстниками, коллективного взаимодействия;
- Невозможность развития лидерских качеств ребенка. Такие качества формируются в коллективе. А в условиях семейного обучения, ребенок оказывается отделенным от реальной общественной жизни, ему не с кем соперничать и стремиться достигнуть лучших результатов;
- Отсутствие дисциплины и соответственно последующего соблюдения общественных правил, построение взаимодействия в рабочем коллективе;
- Обучение ребенка требует от родителей широкого спектра знаний, либо поиска методик обучения, что не всегда приводит к положительным результатам;
- Постоянный контроль родителей за процессом обучения. Родители полностью ответственны за полученными детьми знания, поэтому должны контролировать процесс обучения. На это не всегда хватает времени и сил;
- Бессистемная организация образования достаточна сложна и затратна. Чтобы выбрать программу обучения, нужно знать множество нюансов. Знания, дающиеся без определенной системы легко теряются;
- Ребенок не получает должного жизненного опыта, пусть даже негативного, от взаимоотношения со школьным коллективом;
- Ребенок оказывается ограничен в рассмотрении взглядов и разных точек зрения на те или иные проблемы, события и явления;
- Незнание правил оформления работ приводит к проблемам в аттестации и на последующем этапе обучения в вузах. Правила необходимы в жизни. В школе они осваиваются и доводятся до автоматизма, не доставляя ребенку проблем и трудностей выполнения.