В условиях реализации ФГОС и современного подхода к образованию как непрерывному процессу планирование воспитательной работы школы будем рассматривать на трех ступенях: начального образования, среднего неполного и среднего полного образования.
Обратим внимание на базовые моменты планирования, обозначим проблематику в них.
Планирование воспитательной работы предполагает систему работы на каждой ступени образования:
Основными структурными компонентами планирования воспитательной работы являются:
Принципы воспитательной работы, которые необходимо учитывать при планировании: природосообразности, свободосообразности и культуросообразности.
Базовыми ценностями и целями воспитательной работы в школе принято считать следующие качества, которые необходимо учитывать при планировании: толерантность, порядочность, соответствие национально-культурным ценностям, интеллект, самостоятельность, критичность мышления, креативность, индивидуальность, активность.
На качество планирования влияет отношение современных учителей к данному виду работы, так как довольно большая часть учителей полагает, что воспитание происходит во время учебного процесса и школьные мероприятия не важны. Некоторые полагают, что если они специально не оплачиваются, то их можно и не проводить.
Любое планирование воспитательной работы начинается с учета индивидуальных потребностей обучающихся и предварительно проведенной диагностики сформированности тех или иных качеств личности или представлений о них, согласно ФГОС в каждом направлении воспитательной работы: нравственном, патриотическом, эстетическом, экологическом и т.д.
Рассмотрим наиболее приоритетные направления и обозначим некоторые современные проблемы воспитательной работы с целью актуального планирования воспитания обучающихся на каждой ступени.
Для начальной школы характерны следующие направления планирования воспитательной работы: нравственное, эстетическое, трудовое, правовое, здоровьесберегающее, национально-патриотическое.
В рамках нравственного воспитания формирование толерантности можно начинать уже в начальной школе. Толерантность может быть социальной, этнической и личностной. Особо актуально это направление в рамках инклюзивного образования.
В направлении национально-патриотического воспитания планируется подготовка в проведении праздников: рисунки, поделки, костюмы, открытки (в День пожилого человека - для бабушек и дедушек, в День матери – для мам, в День учителя – чтение стихов).
Для первоклассников и второклассников – это период адаптации к школе. Участие в этих мероприятиях облегчит привыкание к школьному сообществу маленьких учеников. Подготовка дальнейших праздников с активным участием родителей создает эффект естественного перехода из периода дошкольного детства в период школьных лет.
День согласия и примирения, Новый год, 23 февраля – воспитание защитников отечества и уважительного отношения со стороны девочек к будущим мужчинам, 8 марта – воспитание женственности и мягкости у девочек и трепетного отношения мальчиков к девочкам как будущем матерям, 12 апреля – день космонавтики, 22 апреля и 1 мая – праздники в рамках трудового воспитания, 9 мая – праздник в направлении патриотического воспитания.
Таким образом, череда национальных праздников в году закладывает представление о социуме, традициях в школьной жизни, способствует социализации и адаптации, как настоящей, так и будущей, что реализуется в различных направлениях воспитательной работы.
Пятый класс является также переходным, когда детям нужно время, чтобы привыкнуть в условиях средней школы: много новых учителей, кабинетов, этажей, учебных предметов.
Для средней школы приоритетными направлениями воспитательной работы могут быть: здоровьесберегающее и экологическое, художественно-эстетическое, трудовое, нравственное, гражданско-патриотическое – формирование активной гражданской позиции, проведение классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми.
Развитие и формирование таких качеств как доброта, трудолюбие, милосердие, уважение, чувство справедливости от класса к классу.
На этой ступени необходимо начинать профориентационную работу, чтобы облегчить актуальную для старшеклассников проблему выбора профессии, самореализации, востребованности.
В старшем звене приоритетными направлениями в воспитании могут быть: патриотическое, нравственное, трудовое.
Согласно данным отдельных исследователей, для школьников 10 класса после общения приоритетом является выбор профессии и проведение досуга.
Современные исследователи выявили, что старшеклассники однозначно не приемлют воровство, шантаж, рэкет, наркотики, насилие при решении конфликтов, проституцию. Но терпимо относятся к матам и алкоголю, сексуальной свободе.
При этом школьники в своем большинстве инфантильны, заботятся о собственных интересах и интересах близких. Качества, которые им присущи: прагматизм, безволие, пассивность, морально-ценностная распущенность, низкий уровень готовности ставить гражданственные интересы выше собственных.
Понятия развитого правосознания, умения приспособиться к нестабильной политической обстановке и зрелая политическая культура для современных школьников непонятны, неактуальны. Данные явления, безусловно, необходимо учитывать при планировании воспитательной работы в старшем звене.
Приоритетным для обучающихся является общение: со сверстниками, с учителями (ценят неформальное общение, которого им не хватает) и с одноклассниками (приводим в порядке приоритетности).
Среди трудностей реализации ФГОС в воспитательной части является недостаточная возможность самоактуализации, самореализации старшеклассников, а личное участие в социуме невозможно в силу ограниченности прав по возрасту, недостаточной сознательности.
Таким образом, планирование воспитательной работы в школе представляет собой систему, пронизывающую все ступени образования с преемственностью формирования и дальнейшего развития качеств, востребованных современным обществом, и адекватным представлением о них, исподволь формируя активную личность, готовую приносить пользу обществу в соответствии с социальным заказом.
Такая воспитательная система призвана решить современные проблемы, которые испытывают обучающиеся, особенно в рамках нравственно-патриотического воспитания.