Пенитенциарная педагогика представляет собой раздел педагогики, занимающийся исследованием направлений деятельности по исправлению лиц, совершивших противоправные деяния и несущих различного рода ответственность за них.
Пенитенциарная педагогика занимается анализом функционирования воспитательной системы органов, осуществляющих исполнение приговоров. Предметом изучения пенитенциарной педагогики являются закономерности и специфические свойства перевоспитания осужденных в условиях исполнения уголовного наказания.
Важным направлением пенитенциарной педагогики является исправление осужденных. Этот процесс сложен и неоднозначен. Он имеет важное целевое значение- изменение стереотипов поведения преступников, их сознания и направления деятельности. При этом, исправление осужденных являет собой жесткий контроль над деятельностью преступников и тотальное управление их жизнедеятельностью. Этот процесс происходит в рамках уголовного наказания.
Исправление рассматривается пенитенциарной педагогикой как подсистема всей воспитательной деятельности, существующей в обществе и как особый процесс, проходящий в исправительных колониях.
Пенитенциарная педагогика базируется на специфических принципах воспитания:
Пенитенциарная педагогика анализирует воздействие, созданных условий и атмосферы исправительного учреждения на процесс перевоспитания, специфические черты всех этапов исправительных мероприятий, разрабатывает методы борьбы с преступными объединениями осужденных, исследует мотивы группировок осужденных в исправительных колониях, их цели и направления деятельности.
Если рассматривать этапы исправительных процедур, то стоит отметить, что самым сложным и длительным является первоначальный период нахождения осужденного в исправительном заведении. Осужденным достаточно сложно приспособиться к новым условиям и выполнять безоговорочно и своевременно все требования, а также принимать их нормально и считать необходимыми к исполнению. Необходимо время, чтобы свыкнуться с тем, что отныне в течение всего срока заключения можно действовать только согласно, установленному регламенту исправительной колонии и в соответствии с правовыми нормами. Далеко не все осужденные способны адаптироваться и принять, существующие правила. В исправительных колониях всегда имеются нарушители. Для помощи осужденным в адаптации и принятии порядка, осознании необходимости выполнения, установленных правил, в исправительных заведениях создаются воспитательные отделы. Они занимаются формированием у осужденных положительных мотивов поведения и принесения обществу пользы. Для этого воспитательные отделы применяют особые приемы воздействия.
К ним относятся:
Необходимость проведения исправительных мероприятий в отношении преступников была обозначена еще в античную эпоху. Эта проблема рассматривалась в философских учениях Сократа, Платона, Аристотеля, Конфуция, Демокрита.
В России, вопросы исправления и перевоспитания преступников впервые были рассмотрены в эпоху правления Екатерины II. Ее политика была ориентирована на европейские тенденции, в связи с чем, она впервые акцентировала внимание на гуманном отношении к преступникам и создании более комфортных условий их заключения.
Постепенно, стало уделяться особое внимание малолетним правонарушителям и их перевоспитанию. Развитие воспитательной системы в исправительных колониях наблюдается во второй половине XIX – начала XX вв. В этот период, происходит активизация гуманистических теорий в педагогической науке. Проблемами преступности и ее исправлением занимались А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов. Развитию пенитенциарной педагогики как самостоятельного научного знания способствовали теоретические концепции И.Я. Фойницкого и А.Я. Герда. В этот период, карательная система наказания стала противоречить новым общественным взглядам, в исправительных колониях наметился рост воспитательных мероприятий, особенно в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Были разработаны специальные приемы нравственного воспитания преступников. Для этих целей, в исправительных колониях имелся отдел, в котором работали педагоги.
Огромную роль в развитии пенитенциарной науки сыграли Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергиевский, А.А. Жижиленко, С.П. Мокринский, С.В. Познышев, И.А. Исаев. Следующий этап развития пенитенциарной педагогики приходится на период советского режима. Уголовным законодательством устанавливалось, что первостепенной целью наказания является исправление и перевоспитание преступников, имеющее важное практическое значение.
Огромный вклад в теорию и практику воспитательного влияния на личность преступника внес основоположник пенитенциарной педагогики А.С. Макаренко. Его теоретические концепции применяются не только в российской практике, но и за рубежом.
Выделение пенитенциарной педагоги в отдельную отрасль педагогики произошло в 60-е годы 20-го столетия.
В 90-е гг. происходит реформирование всей социально-экономической жизни страны и воспитательных процессов в исправительных учреждениях соответственно. Происходит пересмотр концепции воспитания. Ведущее место занимает личность осужденных, ее духовное и нравственное исправление и развитие.