Педагогический эксперимент представляет собой опыт научного характера в части учебной или воспитательной работы, осуществление мониторинга педагогического процесса, на который направлено исследование и определение его состояний и свойств в специальных исследовательских условиях.
Педагогический эксперимент является специально организованным процессом, ориентированным на повышение успешности усвоения учебного и воспитательного материала. Его применение в процессе обучения и воспитания приводит к сдвигам в личностном развитии отдельного индивида, группы учащихся, коллектива в целом.
Педагогический эксперимент является особой методикой сбора информационных данных о факторах различного направления: воспитательных, образовательных, организационных, социальных, педагогических, способных оказать влияние на изменение состояния различных педагогических процессов, предметов и явлений.
Педагогический эксперимент имеет социальную значимость и ориентирован на преобразование процессов и явлений социума.
В качестве метода исследования, педагогический эксперимент укрепился в социальных науках в 17-ом столетии. Постепенно он стал единственным способом, позволяющим проверить научные данные. Проблеме педагогического эксперимента и его применению в общественной деятельности уделялось большое внимание на протяжении последующих столетий.
Но, и по сей день теоретическая и практическая часть педагогики не дает однозначного и всеми признанного понимания методологических основ педагогического эксперимента, направлений и приемов его результативного применения.
Педагогический эксперимент имеет объективную и субъективную сторону. Объективная сторона выражается в сущности и содержании самого эксперимента, а субъективная в исследовательской деятельности субъекта, проводящего эксперимент.
К субъективной стороне эксперимента можно отнести:
Педагогический эксперимент должен проводиться таким образом, чтобы процесс, подвергающийся исследованию находился в изолированном состоянии и не испытывал на себе влияния сторонних, побочных, не особо значимых факторов т.е. его необходимо исследовать в чистом виде.
Кроме того, эксперимент должен быть проведен не разово, а носить многократный характер. При этом условия, воздействию которых он подвергается должны быть дозированными и строго контролироваться. Для получения необходимого научного результата, требуется вводить воздействие нескольких условий, которые можно постепенно изменять и сочетать.
По завершению экспериментальной деятельности проводится качественный и количественный анализ его результатов, осуществляется его интерпретация и возможности применения, исследуемого объекта в практической деятельности.
Организация педагогического эксперимента подчинена общим принципам и методикам, которые применяются при проведении научно-исследовательской деятельности. Однако, педагогический эксперимент имеет и свои особенности, связанные со спецификой педагогического процесса и его субъектов.
Такими особенностями являются:
Развитие и укрепление педагогического эксперимента, его возможности и значимости повлияли на формирование мощного исследовательского направления, которое зародилось в конце XIX — начале XX в. это направление получило название экспериментальная педагогика.
Она представляет собой одно из направлений в преобразовательной педагогике, основанным на получении экспериментальным способом данных о различных педагогических процессах, развитии ребенка и внедрении достоверных исследований в педагогическую практику для ее развития и усовершенствования.
Экспериментальная педагогика оформилась под влиянием различных педагогических экспериментов, проводимых многими учеными в области исследований умственного переутомления учащихся на основании подсчета ошибок, совершенных в диктанте, изучение способности детей к запоминанию материала различной направленности, проведение исследований по изучению интеллекта и типов представлений учащихся, функционирование памяти детей в разные временные периоды дня, ее зависимость от биологических часов.
В те времена, проводилось большое количество исследований незаурядных направлений. Они не принесли особого значения для педагогической практики, но помогли понять, что существует возможность проникновения в различные воспитательные и образовательные проблемы, посредством применения экспериментальной деятельности.
Применение экспериментальной деятельности охватывает все сферы педагогики.
Экспериментальная педагогика поспособствовала внедрению в научный арсенал педагогической науки и психологии экспериментальных методов исследования.
Экспериментальная педагогика базируется на принципе саморазвития личности. При наличии достоверных фактов из педагогической практики, которые проверяются опытным путем, появляется возможность достижения усовершенствованного педагогического процесса и его организации научным способом.
Благодаря развитию экспериментальной педагогики, произошло стимулирование дидактики, начались исследования процессов понимания, особенностей внимания, разрабатывались тестовые методы проверки интеллектуального развития детей. Помимо этого, экспериментальная педагогика послужила толчком к развитию педологии.