Понятия и аспекты педагогической технологии
Определение 1
Педагогическая технология – совокупность систематизированных психологических и педагогических установок, которые характеризуются как специальный набор и компоновка способов, методов и форм обучения.
Понятие педагогическая технология характеризуется несколькими аспектами:
- Научный. Здесь педагогическая технология рассматривается как важная часть педагогической науки, целью которой является изучение и разработка задач, содержания и методики обучения.
- Процессуально-практический. Характеризуется как описание процессов, совокупность определенных целей, методов, средств и содержания необходимых для достижения поставленных задач.
- Процессуально-действенный. Подразумевает под собой реализацию технологических процессов, функционирование личностно-инструментальных педагогических средств.
Из этого следует вывод, что педагогическая технология одновременно является наукой, которая изучает наиболее рациональные пути воспитания, системой принципов и способов, которые используются в обучении и практической системой применяемой в процессе обучения.
Также следует выделить следующие методологические требования предъявляемые к педагогическим технологиям:
- Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна относится к определённому виду науки, включающую в себя философию, психологию, дедукцию, и социально-педагогические обоснования достижения поставленных перед обучением задач.
- Системная организация. Каждая педагогическая технология должна обладать главными признаками системности, а именно: логичностью процессов, взаимосвязью между всеми частями и целостностью.
- Возможно организовать управление. Педагогическая технология дает возможность реализовать диагностическое целеполагание, планирование, поэтапную диагностику результатов.
- Эффективность. Существующие сегодня педагогические технологии развиваются в условия жесткой конкуренции, именно поэтому они должны быть эффективными по результатам и оптимальны по затратам.
- Возможность воспроизвести технологию любыми другими субъектами обучения.
Замечание 1
Педагогическая технология является сложной структурой совмещающая в себе границы педагогики и психологии, что позволяет назвать её живым организмом, который развивается в тех условиях которые создаются вокруг процесса обучения. Чем детальнее проработана среда обучения, тем эффективнее будет применение педагогических технологий на практике при взаимодействии с детьми. Необходимость в использовании определенной педагогической технологии должно быть обусловлено требованиями социума обратившегося к учебному заведению со своими требованиями.
Педагогические технологии и возникновение в них эффективных свойств
Образовательная система формируется опираясь на внешнюю среду развития. От детальных аспектов жизнедеятельности общества зависит масштаб и внутреннее составляющее каждого учебного процесса. Как и любой другой феномен, обучение строится с применением педагогических технологий.
Педагогическая технология формирует свои свойства исходя из нескольких факторов влияющих наконечную форму:
- Потребности современного общества. Во все периоды развития человечества, ему требовались определенные навыки для достижения комфортного существования. Именно за этим обращались и обращаются к институтам образования, которые должны предлагать актуальные инструменты для достижения требуемых результатов.
- Концептуальность и подача учебного материала с помощью педагогической технологии. Все накопленные человечеством знания имеют глубинные понятия и смыслы, которые необходимо трансформировать для каждого поколения без потери изначального смысла. Для этого следует использовать научный подход к внедрению определенной педагогической технологии в конкретное учебное заведение, функционирующее в данный момент.
- Обозначение конечного результата. Каждый этап обучения несет за собой индивидуальные задачи, к примеру в детском садике детям должны заложить основы мировоззрения, помочь найти своё предназначение, в школе ребенка готовят ко взрослой жизни, после школы начинается взрослая жизнь и ребенок должен сам решать, что ему дальше делать. Применяемые педагогические технологии должны иметь четкое понимание конечного результата, каким будет воспитанник по окончанию обучения.
Педагогическая технология наполненная структурами и системностью действий, сможет реализовать все свои инструменты при достижении поставленных целей. Сможет получать при этом новый опыт и знания, необходимые для дальнейшего развития всей программы обучения.
Педагоги как средство формирования свойств педагогических технологий
Все науки, практические наработки были созданы человеком, для которого определенный вопрос являлся обширным аспектом для изучения. Именно деятельные люди преобразовали окружающий нас мир в своды правил и структур в виде учебного материала.
В современности педагоги влияют на эффективность учебного процесса, используя накопленный опыт своих предшественников. Они могут влиять на внутреннее составляющее педагогической технологии, вкладывая в неё свой практический и теоретический опыт. Каждый педагог вправе называть себя научным деятелем, ведь его практическая деятельность напрямую связана с результатами использования определенного механизма.
Для усовершенствования общего механизма образовательной системы требуется сделать основным ориентиром у педагогов устремление к совершенствованию имеющихся инструментов обучения.