В современном понимании обучение является целенаправленным, системным, последовательным процессом, который подчиняется системе принципов, реализация которых способствует обеспечению его эффективности.
Под принципами обучения понимаются основные положения, применение которых способствует определению содержания, организационных форм, методов учебной работы.
В принципе обучения происходит отражение какого-то одного существенного аспекта характерного для процесса обучения, при этом принцип представляет собой основу, на которой формулируются правила обучения, конкретизирующие его, подчиняющиеся ему и способствующие его реализации в практике обучения. Функционирование принципов обучения осуществляется в форме практических указаний, которые могут быть использованы в конкретных учебных ситуациях.
В истории педагогики были представлены различные системы принципов обучения, дана их характеристика.
Первая попытка рассмотрения системы принципов обучения была предпринята Я.А. Коменским. В данной системе были выделены следующие принципы:
Дистервег рассматривал систему дидактических принципов и правил в качестве требований к содержанию обучения.
Отечественным учёным и педагогом К.Д. Ушинским принципы обучения были рассмотрены во взаимосвязи с формами и методами, при этом были выделены следующие важнейшие принципы:
Невзирая на описание ряда принципов обучения в классической педагогической литературе, учёными не были открыты данные принципы, они явились результатом накопления педагогического опыта. Классиками педагогики было представлено объединение разрозненных положений в виде систем, их обоснование и распространение.
В современной дидактике актуальным является применение в практике обучения школьников следующих принципов обучения.
Принцип научности
В соответствии с данным принципом, комплекс знаний, фактов, положений, законов, изучаемых в школе, должен быть научно правильным. Данному требованию должны отвечать способы, при помощи которых осуществляется обоснование положения, закона, понятия. Данный принцип реализуется посредством использования методов, которые близки к методам определённой науки, при этом школьниками осваиваются важные научные положения. В ходе обучения раскрываются причинно-следственные связи ряда явлений, процессов, событий, проникновение в их сущность, знакомство с научными методами, раскрывается история науки, происходит реализация междисциплинарных научных связей.
Принцип систематичности и последовательности обучения
Данный принцип обуславливается логикой науки, опирается на специфику познавательной деятельности, учитывает возрастные закономерности развития школьников. Системность в работе педагога заключается в постоянной работе над собой, опоре на пройденный материал при изучении нового, деление нового материала на несколько частей, продумывании системы уроков. Данный принцип также предполагает реализацию системности в работе учащихся – учащиеся должны систематически посещать школьные уроки, выполнять домашние задания, быть внимательными на уроках, систематически повторять учебный материал.
Принцип доступности обучения
Основой реализации данного принципа является учёт индивидуальных и возрастных особенностей школьников, при этом соблюдаются правила от простого к сложному, от известного- к неизвестному. Сущность данного принципа заключается в успешности восприятия и понимания объясняемого материала.
Принцип обеспечения связи обучения с жизнью
Основой реализации данного принципа является рассмотрение взаимосвязи науки и производства, теории и практики. Комплекс получаемых школьниками знаний (общеобразовательных, политехнических, специальных) используется в качестве основы организации современного производительного труда.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении
Данный принцип в современной дидактике представляется в качестве ведущего принципа обучения, так как способствует определению главного направления познавательной деятельности школьников, управления ею. Данный принцип соотносится с целями и задачами школьного обучения. Сознательность усвоения знаний обеспечивается разъяснением цели, задач обучения, объяснения важности учебного предмета в решении ряда жизненных проблем, при использовании в обучении различных операций (анализ, синтез, обобщение), положительных эмоций и т.д.
Принцип наглядности в обучении
Впервые необходимость данного принципа была отмечена в фундаментальном труде Я.А. Коменского «Великая дидактика». Суть данного принципа заключается в опоре на различные органы чувств школьников. Реализация данного принципа предполагает использование различных видов наглядного материала: натуральной наглядности, изобразительной наглядности, схематической наглядности. Важным при этом является не перегружать урок наглядностью, использовать наглядность в соответствии с целями и задачами урока, подбор наглядности осуществляется в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Принцип прочности
Результатом реализации данного принципа является достижение прочности в усвоении учебного материала, в качестве главных показателей могут служить сознательность и основательность усвоения фактов, понятий, законов, правил. Реализация данного принципа предполагает организацию систематического повторения учебного материала в соответствии с разделами и структурными смысловыми частями, его запоминание.
При использовании принципов обучения, обнаруживается их тесная взаимосвязь, обусловленность, ни один принцип не используется без учёта другого, в процессе обучения реализуются все представленные принципы в комплексе.