Педагогические принципы ДОУ были сформулированы в 80-е годы. Актуальными из них остаётся организация пространственной среды в качестве обучающих принципов, в направлении личностно ориентированного взаимодействия ребёнка и взрослого, общедоступности образования для каждого ребёнка.
Вместе с тем данные принципы пересмотрены в соответствии с новой концепцией образования и несколько скорректированы, в связи с перекосом в обучающую сторону.
К новым принципам можно отнести:
Принцип развития предполагает помощь в достижении совершенства в деятельности дошкольника, в стимулировании внутренних возможностей ребёнка.
Известный принцип природосообразности теперь понимается как соответствие внутренней природы ребёнка и внешних условий социума.
Принцип диалогичности позволяет участникам образовательного процесса раскрывать внутренние и социальные ценности, придавая уверенность ребёнку в своих силах, стимулируя любознательность, инициативность, самостоятельность в познании мира.
Принцип доверительного сотрудничества проявляется в нескольких системах взаимодействия в образовательном процессе: ребёнка – воспитателя, воспитателя-родителя, родителя - ребёнка. Эти системы взаимно обусловлены, формируя качества ребёнка, а также являясь потенциалом для развития каждого из участников образовательного процесса.
Принцип взаимного влияния в процессе взаимодействия воспитателя и дошкольников, развивая лучшие качества друг у друга.
Принцип ненасилия означает развитие потенциала ребёнка, что позволяет избежать у ребёнка страхов, тревожности и т.п.
Культурно-деятельностный принцип предполагает воспитание культурно-ценностных ориентиров, развитие способностей, контроля и самоконтроля.
Принцип обучения деятельности означает научить ребёнка обучать себя: играть, трудиться, познавать, научиться ставить цели и реализовывать их.
Принцип преемственности предусматривает непрерывное научение в системе культурных и взрослых взаимоотношений, которые ребёнок усваивает на протяжении всего периода обучения.
Здоровьесберегающий принцип реализуется с помощью заботы о здоровье дошкольников в условиях современной нагрузки в ДОУ, её разумном распределении, с целью не только физического, но и духовного развития и здоровья.
В условиях инклюзивного образования появляются новые принципы, такие как создание ситуаций успеха заведомо, позволяющих адаптироваться «особым» детям.
Принцип вариативности образования подразумевает системность и качество образовательного процесса, проявление личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
Принцип создания условий для активного познания дошкольников жизни и окружающего его мира.
Принцип посильности позволяет ребёнку в соответствии с возрастом постепенно получать, развивать и совершенствовать полученную информацию, умения и т.д.
Все эти принципы реализуются в ДОУ различного типа, в том числе, и в рамках инклюзивного образования.
Педагогические принципы касаются не только детей в ДОУ, но и относятся к вопросам подготовки педагогических кадров для ДОУ.
Принцип гуманизации образования будущих воспитателей. Трудностями его реализации являются нормативные ограничения в интеллектуальной сфере, нравственной, социальной, научной.
Принцип диалогичности участников образовательного процесса реализуется с трудом, так как все функции несёт преподаватель, не оставляя возможности инициативы студенту.
Принцип индивидуализации с целью развития у студента индивидуального стиля работы с детьми. В связи с чем необходимо оценивать готовность будущего воспитателя с точки зрения личностной, технологической и теоретической, что особо важно в условиях становления педагогических компетентностей.
Принцип рефлексивности позволяет сформировать у будущего воспитателя чувство эмпатии по отношению к маленькому воспитаннику, выбирать подходящие возрасту формы и методы, отношением к каждой ситуации с ребёнком как к возможности развития его творческого потенциала, стремление к самосовершенствованию себя и своей деятельности.
В условиях формирующегося многоуровнего образования следует обратить вниманием на следующие педагогические принципы:
Таким образом, современная парадигма непрерывного многоуровневого образования предполагает на всех ступенях образования применять похожие педагогические принципы, в связи с тем, что опыт субъекта в переживании данных принципиальных подходов позволяет успешно реализовывать их с другими субъектами похожей деятельности. Вместе с тем данный список принципов не является исчерпывающим в условиях становления нового подхода в образовании как для дошкольников, так и студентов, будущих воспитателей нового поколения.