Педагогическое исследование – это процесс и итог научно-исследовательской деятельности, направленной на открытие новых знаний в вопросах закономерностей образования, их структуры, содержания, механизмов, принципов, технологии. С помощью педагогических исследований определяются и объясняются возможные явления и факты.
Педагогические исследования разделяют на несколько видов:
Фундаментальный вид педагогического исследования определяет обобщающую концепцию, которая выражает итог теоритических и практических достижений педагогики и выдвигают модели формирования и развития педагогической системы основываясь на педагогической основе.
Прикладной вид педагогических исследований проводит работы целью которых является детальное изучение определенных сторон педагогического процесса, определение закономерно-многосторонней педагогической деятельности.
Разработки педагогического исследования направлены на действия с помощью которых можно обосновать научно-практические достижения, опираясь на уже имеющиеся теоритические выводы.
Все педагогические исследования включают в себя общепринятые методологические параметры, среди которых можно отметить: проблему, тему, объекты, предметы исследования, цели, задачи, гипотезы, защищаемые убеждения.
Под главными критериями качества педагогического исследования понимаются актуальность, новые взгляды, теоритическая и практическая ценность.
Программа исследования включает в себя два раздела:
Методологический раздел в включает в себя объяснение причин актуальности темы, формирование проблемы, обозначение объекта и предмета исследования, цели и задачи исследования, формирование главных понятий, начальный анализ объекта исследования, обозначение главной действующей гипотезы.
Процессуальный раздел раскрывает стратегические планы исследования, а также ход действий направленных на сбор и анализ начальных данных.
Актуальность указывает на обязательное и своевременное изучение, разрешение проблем касающихся развития теории и практики воспитания и обучения. Своевременные исследования предоставляют информацию отвечающую за наиболее острые вопросы сегодняшнего дня, характеризуют общественный заказ, педагогические нужды, обозначают основные противоречия имеющиеся в практике. В общем понимании актуальность понимается как степень расхождения между спросом на научные гипотезы и на практические указания в сравнении с предложениями, которые предлагаются наукой и практикой в настоящий момент.
Основой на которой базируется определение темы исследования становится противоречие между социально-педагогической практикой которая обозначает самые острые, социально значимые проблемы, которые следует без промедления разрешать. Но этого не достаточно, необходимо переходить от социального заказа к определению конкретной темы, объяснений, которые смогут обосновать выбор определённой темы исследования.
В случаях когда социальный заказ формируется на основании анализа педагогической деятельности, то проблему стоит искать в другой области. Она характеризует главное противоречие, которое следует разрешить через научные средства. Формирование научной проблемы это действие которое требует отдельного внимания, определённых знаний, опты и научной квалификации. Проблема присутствующая в исследовании выражает потребность в изучении конкретной области общественно-социальной жизни, для того чтобы эффективно влиять на разрешение противоречий которые имеют не ясное понимание, поэтому не могут быть планомерно регулироваться. Разрешение проблемы является основой исследования.
Методы реализации педагогического исследования – это виды исследований целью которых является изучение актуально-сложившегося опыта организации учебно-образовательного процесса.
В процессе изучения педагогического опыта применяются следующие методы:
Наблюдение это процесс целенаправленного восприятия определённого педагогического явления, в котором исследователь обладает фактическим материалом. Выделяют несколько видов наблюдения: активное (исследователь участвует в процессе с изучаемыми), стороннее, открытое, тайное, целостное, выборочное. Данные наблюдения фиксируется с помощью записей в специальных книгах, видео съемке, аудио записях. Обладая обширными возможностями метод наблюдения все же является ограниченным. С помощью него возможно обнаружить только внешнюю активность педагогических фактов, внутренняя активность недоступна для наблюдения.
Беседа основывается на диалоге исследователя с исследуемыми, который был заранее структурирован в особую схему. Под общими правилами беседы понимается обоснованность и определение мотивов исследования, создание неформальной обстановки, способствующей открытой беседе, формулирование различных вопросов, как прямых так и скрытых по смыслу, проверяющих искренность ответов. Полеченные от собеседника ответы не как не фиксируются.
Анкетирование используется с применением методов письменного опроса, с целью общего сбора информации. Выделяется несколько вариантов анкетирования: контактное анкетирование осуществляется через заполненные анкеты, в которых исследуемый отмечает свои ответы на заранее подготовленные вопросы. Заочное анкетирование проводится через рассылку по почте анкет с инструкциями объектам исследования, они их заполняют и отправляют обратно исследователю. Прессовое анкетирование осуществляется через анкету, напечатанную в газете или журнале. После чего читатели заполняют данные анкеты и редакция оперирует полученными данными в вопросах обозначенного исследования.