Формы воспитательной системы
Определение 1
Форма воспитания – это содержание, имеющее внешнее отражение воспитания и его содержания, проявляющееся в актах, приемах, действиях, процедурах, которые имеют связь со временем, количеством объектов и субъектов принимающих участие в процессе, расположенностью действий при организации.
Как известно метод характеризуется внутренней стороной содержания процесса, форма же отображает внешнюю сторону создания воспитательной деятельности и процесса в целом. Целесообразно созданная форма реализации методов воспитания, сможет обеспечить в итоге эффективное проявление всего процесса воспитания в школе.
Формы, применяемые в воспитательной системе, могут обладать модификациями опирающимися на поставленные цели, задачи, методы которые участвуют в воспитательной работе. Под формами подразумевают следующие:
- Духовное воспитание. Данное воспитание нацеливает воспитанника, на приближение к ценностям, которые среди них представляют Абсолют, иными словами к Высшему Существу. Содержанием такого воспитания становятся душа, бессмертие, счастье после смерти, вера, надежда, любовь, покаяние, искупление.
- Общественно-социальное воспитание. Здесь основными ценностями выступают свобода, братство, мир, труд, гуманность, согласие. Присутствует понимание того, что личность может осуществить самопожертвование, ради себе подобного, его блага, нации, семьи, это является важным критерием данного воспитания.
- Личностно-ориентированное воспитание. Сутью данного воспитания, является процесс, направленный на повышение уровня значимости человеческой личности, среди общепринятых ценностей. Базовыми ценностями можно назвать: самореализацию, субъективность, польза.
Замечание 1
С помощью применения форм в воспитательной системы, можно определить те стороны развития человеческой личности, которые будут подвержены изменением и развитию. Это поможет произвести соответствующий анализ, который поможет реализовать актуальные общественные запросы. Формы проведения воспитательной деятельности, включаются в структуру организации воспитательного совета, который формирует полный цикл функционирования учебного заведения.
Формы системы воспитания и их анализ средствами системно-структурного инструмента
Системно-структурный анализ помогает определить форму воспитания, как совместную деятельность организаторских приемов и воспитательных средств, каждый из которых можно охарактеризовать следующим образом:
- Организаторские приемы включают в себя действия, с помощью которых возможно осуществить определенные организаторские задачи. Данный вид приема может осуществляться в виде жеребьевки, свободного выбора, специальных заданий на выбор, аукциона лучших идей или дискуссий, в ходе которых будет происходить обсуждение всех предложенных идей. С помощью этих приемов производиться решение задач, включающих в себя специальные поручения, порядок проведения, вовлеченность участников, размещение участников по своим местам. Данные методы можно усилить путем использования методов педагогического воздействия, которые стимулируют активность и личную заинтересованность детей в участии в общей деятельности.
- Воспитательные средства включают в себя материально-духовные предметы культуры, окружающая среда и её условия, которые используются для достижения учебно-воспитательных целей.
Средства воспитания могут быть как непосредственными, так и посредственными в своем воздействии. К непосредственным относятся правила и условия организации, которые регулируют поведение и деятельность объектов. К посредственным можно отнести элементы музыкально-художественного, наглядного оформления воспитательного процесса.
Замечание 2
Углублённый анализ форм воспитательной системы, необходим для достижения наибольшей эффективности, опираясь на проделанную работу, исходные данные и ресурсы. Что даст почву для дополнения системы воспитания нововведениями, которые могут быть обоснованы как изменениями в образовательных законах Российской Федерации, так и инновациями в образовательной системе.
Функции воспитательной системы
Научная педагогическая литература, описывает несколько функций, присущих современной системе общеобразовательного воспитания в школе:
- Функция интеграции, характеризуется как сочетание в одном целом, нескольких различных по характеру и содержанию воспитательных процессов воздействия, которые зависят от общепринятых целей воспитания.
- Функция регулирования, направлена на реализацию учебно-педагогических процессов, определение важности, управление и коррекцию всех выше перечисленных аспектов.
- Функция развития, производит воздействие, главной целью которого является обеспечение систему динамикой, которая отображается с одной стороны с помощью оптимизации её функционирования, с другой обновление и усовершенствование.
- Функция образования, осуществляет процесс, направленный на формирование у воспитанников целостной, обоснованной картины мира.
- Функция воспитания, оказывает влияние, на становление у личности детей нравственных ценностей.
- Функция защита направлена на формирование дополнительной среды, которая будет способствовать развитию творческого потенциала ребенка, их полной самореализации в сферах жизни, таких как общение, познание.
- Функция компенсирования, также направлена на создание дополнительной сферы, в которой творческий потенциал ребенка сможет раскрыться, что поможет им достичь саморазвитья в познавательной деятельности, игре, коммуникации с другими людьми.
Замечание 3
Каждая функция выявляет возможный эффективный путь, с помощью которого реализуются поставленные перед образованием результаты. Важность каждой функции по отдельности, остается неотъемлемой частью всеобщего анализа, который должен проводить педагогический совет.